Выборы 9 сентября 2918 года показали, что это не так

Спору нет - минувшие выборы были на редкость честными. По данным избирательной комиссии Саратовской области, в ее недра поступило что-то около пяти жалоб, да и те были - несущественными. Это вам не выходки госпожи Радаевой и тем более не унтер-офицерские замашки господина Сараева, не говоря уже о подозрительной лояльности к кандидатам от  власти со стороны бывшего главы ОИК Павла Точилкина.

Почему же эти выборы были “сверхпрозначными” и до “стерильности честными”, а вот выборы, прошедшие в сентябре 2017 года, как оказалось, в очередной раз испортили “репутацию Саратовской области”?

Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой: по сравнению с выборами, когда жители выбирали губернатора и депутатов Саратовской областной думы, выборы, когда жители избирали двух депутатов ГД в “свободных округах”, не считая выборов в муниципальных округах, не имели никакого значения.

Избрание двух депутатов ГД - Евгения Примакова и Ольги Алимовой - для жителей области настолько бесполезны, что их попросту не заметили. Об этом красноречивей всего свидетельствует процент явки. Как мы уже отмечали, за ту же Алимову проголосовало около 8% избирателей из общего числа более 400 тысяч, за Примакова - чуть больше. При этом явка в среднем не превысила и 20%.

Даже плюшки не повысили явку...

До 2006 года, когда был отменен порог явки, только на выборах в муниципальные органы власти она составляла не менее 25% от числа зарегистрированных и имеющих право голоса жителей. Если бы довыборы Алимовой и Примакова состоялись в 2005-2006 году, они были бы признаны несостоявшимися по причине низкой явки избирателей.

Можно ли гордиться “честностью и прозрачностью”  выборов, в которых в лучшем случае в одном округе приняло участие около 34 тыс. избирателей из общего числа  более 400 тыс,, а в другом около 100 тыс. из того же числа?

Вряд ли. Легитимность таких депутатов - сомнительная. Но дело даже не в этом. Обратите внимание на то, что Алимова и Примаков шли с диаметрально противоположными установками даже не от себя лично, а токмо от “пославшей их на выборы партии”: Алимова пыталась подняться на протесте против “пенсионной реформы”, а Примаков просто делал вид, что такой реформы как бы и нет, особенно после того, как глава государства Владимир Путин ее, так сказать, “смягчил”.

Зато здесь мы впереди Америки!

Но при этом Алимова - ярый противник людоедской реформы набирает меньше голосов, чем  ее (вольный или невольный - другой вопрос) сторонник Примаков. Не чудо ли? Не сенсация ли? И можно ли такой парадокс считать подтверждением “честности и легитимности”  этих выборов?

Поэтому, когда, например, Сергей Наумов говорит о том, что “единый день голосования прошел для нашего региона без серьезных эксцессов, избиратели смогли честно и открыто выразить свою гражданскую позицию” он ведь не уточняет, какой была гражданская позиция избирателей.

Да, они выразили свою позицию и она была однозначной: недоверие ни кандидату, который “отстаивать их право на пенсию”, ни тем более кандидату, который это право яростно не отстаивал.

Так выбирали президента...

Вообще довыборы - это тот случай, когда “подхватить мандат” можно не особо напрягаясь. Если даже на больших выборах (например, на выборах депутатов ГД и депутатов Саратовской городской думы в сентябре 2016 года) кандидаты в “народные избранники” мягко говоря не сильно напрягались, то на довыборах и вовсе можно было расслабиться. Это было тем более очевидно, что Примакова и Алимову - “развели”, т.е. они не выступили в роли соперников и шли по разным округам. А если учесть, что и в их округах не было достойных противников, то это были не активные выборы, а  пассивные. Быть может. именно поэтому, еще только обрабатывались бюллетени, Ольга Алимова уже признала свои выборы - легитимными.

При этом она радостно сообщила, что “в этом году... решили попробовать по закону. Оказывается, это очень просто, и никаких сложностей нет, в том числе и при подсчете голосов”.

А так голосовали на этих выборах

Вероятно, Ольга Николаевна так увлеклась, была такой ветреной, что даже не подумала, что ее участие в этих выборах можно было сравнить с героем анекдота о неуловимом Джо. Напомним, что этого самого Джо никто не мог поймать потому, что он нафиг никому не был нужен. Так и с Алимовой в ее округе фальсифицировать результаты выборов, нагнетать или сушить явку никто не стал просто потому, что Алимовой “разрешили принять участие в довыборах”, освободив ее от весомых конкурентов и “развели” с Примаковым.

Посмотрел бы я на то, с какими бы сложностями при подсчете голосов столкнулась бы Алимова, случись ей выдвинуть свою кандидатуру против Евгения Примакова.

Что касается довыборов в муниципалитеты, то по данным Ольги Алимовой и там коммунисты не достигли фурора. Например, в Балаково кандидаты от КПРФ получили  – 3 мандата, в Балашове – 5, в Екатериновке – 3, в Ивантеевка – 5, в Лысых горах – 8, в Новых Бурасах – 4, в Турках – 3, Энгельсском округе – 3. Никакой революции - примерно столько же левые получали и раньше.

У нее она теперь точно естьТак что радоваться по большому счету нечему. В целом ряде сельских округов выборы и вовсе не состоялись потому, что… не нашлось желающих выдвинуть свои кандидатуры. Это, кстати, еще одно свидетельство того, что местного самоуправления на территории Саратовской области уже дано нет.

Говорить о том, что область обновила свою репутацию, преодолев “проклятие нелегитимности” - это не только признавать, что в прошлом эта репутация была испорчена, но и пытаться выдать желаемое за действительное, не говоря уже о том, что трудно исправить репутацию на выборах, значение которых для жителей Саратовской области оказалось близким к нулю. Для исправления репутации - не те масштабы, чтобы этим гордиться