Наиболее продвинутые наблюдатели не видят в этом затишье ничего особенного. Дескать, близится пора летних отпусков и основные политические игроки собирают чемоданы, готовясь отбыть к теплым морям. Однако, с отпуском игрокам вряд ли придется спешить. Во-первых, рано расслабляться, один, вот расслабился и его уволили. Во-вторых, пока не закончится ЧМ 2018 по футболу об отпуске нечего и мечтать. В-третьих, ситуация и без мундиаля непростая, в любой момент могут, если и не к телефону позвать, то прямо на ковер вызвать.
Есть и те, кто продолжает считать, что затишье - явный признак грядущих перестановок на властном олимпе губернии. Несмотря на то, что особых причин перемещения действующего губернатора области Валерия Радаева не видно, многие ждут перестановок.
В самом деле, легче всего установившееся затишье объяснить предстоящей ротацией. Никто не собирается предпринимать каких-либо действий, полагая, что “скоро все изменится в округе”. О вероятности/невероятности “перехода Валерия Радаева на другую работу” мы уже рассказывали в публикации Не уходи, поэтому повторяться не будем. Отметим лишь, что губернатор сегодня находится в таком положении, что его могут либо “перевести” куда надо, либо оставить на зло врагам и на радость нам в любой момент.
Самое же интересное заключено в том, что от любого решения в отношении Радаева в регионе ровным счетом ничего не изменится. Но в чем же тогда смысл установившегося затишья, если не брать в расчет затишье перед ротацией?
Как нам кажется, Саратовская область, выбравшая однажды “вектор лидерства”, кажется, его утратила. Основной причиной даже и не тишины, а самого банального застоя, является исчерпания даже того виртуального лидерства, о котором постоянно твердили официальные органы власти. Регион вступил в полосу того упадка, о котором давно уже предупреждали местные пикейные жилеты. В настоящее время этот прогноз сбылся едва ли не на все 100%.
Когда тренды еще разворачивались у нас было, как минимум два направления, в которых мог выпрямляли “вектор лидерства”.
На первом месте, как вы уже догадались, стояла урбанистика. Благоустройство городской среды, среды для жизни, ремонт дворов и придомовых территорий, строительство пешеходной зоны, обустройство площадей, парков, скверов - стали составной частью этого тренда.
Сегодня об урбанистики и связанной с ней урбанизацией почти никто и ничего не говорит, даже губернатор Валерий Радаев. Основные проводники смысла урбанистики - Ольга Баталина - затихла, вероятно, расстроившись оттого, что не попала Правительство РФ, а еще один выдающийся урбанист современности - Валерий Сараев - был от этой самой урбанистики отстранен. Последний урбанист - Валерий Радаев тоже утратил интерес к данному понятию и процесс урбанизации приобрел вялотекущий характер.
На второй месте (не по значимости, а просто в порядке перечисления) был тренд агломерастики, т.е. агломерации. Эта идея была так масштабна, так привлекательна, что тот же Валерий Васильевич немедленно стал ярым сторонником Саратовской агломерации, несмотря на то, что на реализацию этой задумки федеральный центр не выделил ни копейки, хотя и обещал.
И сегодня, когда на агломерацию денег нет, сама агломерация - есть. Ее не надо было даже и обустраивать, просто признать сам факт присутствия. Самое интересное, что эта агломерация, объединявшая в себе, как минимум Саратов и Энгельс в советские времена жила и развивалась. Старожилы помнят, как между Саратовом и Энгельсом курсировал символ этой агломерации - троллейбус № 9, а город окружали бескрайние овощные поля, которым особенно славились Саратовский и Энгельсский районы. Тесная интеграция предприятий по обе стороны Волги была еще одним подтверждением наличия агломерации.
Она прекратила свое существование не после того, как в Саратове и Энгельсе большинство промышленных предприятий прекратили свое существование, а после того, как между двумя названными городами перестал курсировать троллейбус. Теперь эту агломерацию надо воссоздавать вновь, но создавать что-то без денег наши чиновники уже давно разучились. Поэтому и стали постоянно повторять слово “халва”, т.е. агломерация, полагая, что во рту станет сладко, а Саратовская агломерация восстановится в прежнем облике сама собой.
Не нами замечено, что наши чиновники, когда не понимают глубинного смысла слова или понятия, полагают, что, произнеси они такое слово и оно немедленно материализуется. Нечто подобное случилось с урбанистикой и агломерастикой. На желе нет ни того, ни другого, но на словах - они есть.
Как бы там ни было, а случилось ужасное: тренды закончились. Все, что власти могли сделать в сфере урбанистики и агломерастики - они уже сделали. На большее нет желания, а главное - денег.
Беда пришла с той стороны, с которой ее никак не ждали: главный генератор идей, вдохновитель всех наших достижений Вячеслав Володин в последнее время перестал генерировать идеи. Сбылся один из краеугольных прогнозов доморощенных аналитиков. Они пророчили, говоря о том, что если Вячеслав Викторович перестанет придумывать и дарить чиновникам идеи, то наступит “конец истории”. Так все и вышло. Ни губернатор, ни его многочисленные помощники ничего нового выдать не могут, а поскольку все старое уже исчерпано (читай - сделано) - “вектор лидерства поник”.
Чем еще можно порадовать? Все проекты осуществлены, все праздники (недавно, правда, придумали отмечать День целинника) отпраздновали, все показатели превысили не только среднероссийские, но местами и средние в ПФО, все заводы, заложенные при бывшем губернаторе Павле Ипатове, не только построены, но и вышли на производственную мощность и теперь обильно снабжают казну щедрыми налогами, а трудовые ресурсы высокооплачиваемой работой.
Есть, конечно, еще и другие проекты. Например, второй мост через волгу, скоростной трамвай и даже “маломерное метро”, но на их реализацию нужны деньги, а их в казне, как не было так и нет.
Возможно, ситуация измениться после того, как правительство Дмитрия Медведева найдет 8 триллионов рублей на реализацию майского указа. Но, деньги во-первых, надо найти, во-вторых, назначить уполномоченных по их “освоению”, наконец, в-третьих, так их распределить в регионах, чтобы они действительно пошли на дело, а не были распиханы по карманам разного рода “людей чести”.
Нельзя исключать, что затишье вызвано не только потерей смыслов, принципов и идей, но и угрозой того, что обещанные триллионы, если и появятся, то распределять их будут не наши, а некто третий, который наших урбанистов и агломерастов к деньгам и на пушечный выстрел не подпустит. И от этого становится особенно грустно.
Надеясь на то, что “ветры перемен” задуют из центра, пока мы вынуждены констатировать: Саратовская область вступила в полосу глубокого застоя. Он настолько глубок и всеобъемлющ, что никто из местных “головастиков” не знает, как из него выходить. Если центр не поможет, то погружение в пучину продолжится.