Наиболее яркими примерами самоухода последнего времени может служить отставка двух спикеров - Саратовской городской думы Сергея Наумова и Энгельсского районного собрания - Дмитрия Лобанова.
Но если с Наумовым все более или менее ясно - не того наградил, поощрил и возлюбил, то с Лобановым все несколько сложнее.
В отличие от Наумова, который в должности спикера не пробыл даже ста дней, Лобанов правил Энгельсским районом с 2011 года, т.е. с того времени, когда Валерий Радаев еще не был губернатором Саратовской области и возглавлял антиипатовскую фронду в областном законодательном собрании.
С самого начала кандидатура Дмитрия Лобанова не задалась жителям Энгельса, которые еще помнили своего легендарного главу, арестованного в 2010 году Михаила Лысенко, и не хотели видеть в должности радаевского наместника какого-то Лобанова.
Спихнуть его с занимаемого им кресла жители района пытались еще в 2013 году. Сегодня уже мало кто помнит, что местные предприниматели обратились к губернатору Радаеву с требованием об отставке Лобанова, который на тот момент занимал должность главы района.
Верный своим клановым обязательствам Радаев никак не отреагировал на протест электората и Лобанов продолжал тихо и мирно протирать начальственное кресло. Зато "подписанты" понесли заслуженное наказание, за свое пренебрежительное отношение к наместнику. Некоторые из них были даже осуждены к исправительным работам.
В очередной раз энгельсский деловой люд, понявший, что Радаев "своих не сдает", обратился к Президенту РФ. В своем обращении они отмечали, что Лобанов оказывает гонения на бизнес, сводя инвестиционную привлекательность района к нулю. Однако наместник усидел. И стало ясно: пока в кресле губернатора сидит Валерий Радаев, в кресле повелителя Энгельса будет сидеть Дмитрий Лобанов.
Причин тому немало, среди которых, надо полагать, исключительно "распилочно-деловые" стоят на первом месте, но есть и еще один существенный фактор, который в одно время исходил от самого наместника. Дескать, они с Радаевым - родственники. И хотя сам Радаев не подтвердил, но и не опровергнул эту информацию, наблюдатели полагают, что кровные узы здесь имеют место быть.
Сколько бы продолжалось это бесславное наместничество, одному богу известно, но ближе к истечению первого срока полномочий Валерия Радаева над его любимцами стали сгущаться тучи.
Незадолго до ухода Лобанова с поста спикера был задержан и помещен под стражу еще один радаевский фаворит - глава Марксовского района Олег Тополь. Кстати, Тополь когда-то тоже служил в Энгельсе и знаком не только с Радаевым, но и с Лобановым. Некоторые время спустя в здание Энгельсского районного собрания депутатов с проверкой нагрянула прокуратура. Как сообщили СМИ, выяснилось, что местные власти без торгов раздавали участки земли, в разы превышающие положенные по федеральному законодательству нормы. Первого февраля 2017 года в администрации района прошли обыски и выемка документов…
И хотя Дмитрий Лобанов формально остается депутатом районного собрания, его уход с поста спикера можно объяснить серьезностью выявленных нарушений. Наблюдатели уже поспешили сделать предположение, что следом за Тополем куда надо может отправиться и Лобанов.
Здесь важно понять, что неформальная связка Тополь-Лобанов могла быть довольно сильной исключительно потому, что и того и другого активно поддерживал губернатор Радаев.
Только находясь под "крышей" высшего должностного лица исполнительной власти губернии - эти господа могли позволять себе своеобразную феодальную вольницу. Наблюдатели хорошо знают, что главы районов могут позволить себе "кошмарить бизнес", делить земли, угодья, пастбища и выгоны только при одном условии: если на то есть благословение губернатора.
Зададим себе простой вопрос: бескорыстным ли было такое покровительство? Вокруг Радаева сегодня, как нимб вокруг святого, сложился ореол бессеребренника. Дескать, взяток не берет, откатами пренебрегает, о сытом и безмятежном будущем не помышляет, и как только оставит должность - незамедлительно уйдет в монастырь. Возможно, что все так и есть, только монастыри бывают разные.
Однако мы вернемся к одной из универсальных версий, которые выдвигают апологеты нынешнего режима в Саратовской области. Согласно ей, накануне выборов Валерий Радаев решил "вдарить по коррупции", показав кому надо, что он борется с ней не на словах. а на деле. Дескать, ради этой священной борьбы с лихоимством он готов пожертвовать, как дружескими, так и родственными узами. Поэтому он скупо прокомментировал арест Тополя в духе непримиримого отношения к коррупционерам и совсем не стал комментировать уход с поста спикера Лобанова. И это несмотря на то, что слухи о ближайшем аресте Лобанова уже становятся больше, чем слухи.
Как бы там ни было, а факты свидетельствуют об обратном. В первую очередь речь идет о том, что и Тополь, Лобанов до казуса с ними не выглядели невинными овечками. Они, как мы уже отмечали выше, вели себя, как отъявленные откупщики. Мало того, их политикой были недовольны не только местные предприниматели, но и немалая часть простых обывателей, а в случае с Тополем, свое недовольство высказали и видные местные единороссы. Это свидетельствует о том, что Радаев не мог не быть в курсе того, что его фавориты, мягко говоря, зазнались, почувствовав свою безнаказанность за произвол.
От Радаева требовали отставки Тополя и Лобанова, но он не реагировал, как вдруг незадолго до решения вопроса о его дальнейшей судьбе в качестве главы региона, он разглядел в этих господах откровенных самодуров. Как не крути, а эта версия не выдерживает логики.
Нам уже приходилось отмечать, что в России сегодня сложилась система, когда борьба с коррупцией носит, так сказать, "горизонтальный характер". Для того, чтобы она поднялась над горизонтом нужно решение на самом верху. Поверьте, что без согласования ни одного коррупционера к ответственности не привлекут. Но для такого решения нужны показания. В настоящее время показания дает Тополь. Присоединиться ли к нему в ближайшее время Лобанов, мы сказать не можем, но уже этих показаний достаточно для того, чтобы выявить основных покровителей, а затем уже предъявить этим покровителям, если и не обвинение, то хотя бы показания. Поэтому у версии о борьбе Радаева с коррупцией может быть и другая сторона. Речь может идти не об успехах в борьбе с этим социальным злом, а о решении судьбы губернатора, как на основе показаний, так и на основе иных, пока, скрытых, но очень важных факторах.
Немаловажным является и то, что в Саратове продолжают распространяться слухи о том, что Радаев стал объектом мести. Мести со стороны его предшественника - экс-губернатора Павла Ипатова. Версия, конечно, выглядит натянутой. Судите сами, сегодня судьба губернаторов, которые попали в "шорт-лист на вылет", во многом решается в Администрации президента и входит в прерогативы первого заместителя главы АП Сергея Кириенко. Чистка губернаторов - это подготовка к предстоящим выборам 2018 года. Убирать будут тех, кто может "неправильно истолковать смысл и философию" предстоящей кампании.
Дело в том, что Ипатов и Кириенко знакомы по совместной работе в концерне "Росатом". Рассказывают, что это именно Кириенко двигал Ипатова на Саратовскую область в 2005 году. Известно, какую роль сыграл Радаев в смещении Ипатова, который на втором сроке губернаторства пробыл всего два года. Известно, также, что Ипатов был противником выдвижения на пост главы Энгельсского района Дмитрия Лобанова. Известно еще много чего интересного.
Как бы там ни было, а месть, если она и имеет место, то не является решающим фактором. Скорей всего, она может послужить всего-лишь дополнительной гирькой на весах судьбы. Иногда эта гирька бывает судьбоносной.