На круглом столе, посвященном 15-летию с момента избрания Владимира Путина Президентом РФ, прошедшем в ИТАР ТАСС, была предпринята попытка подвести некоторые итоги деятельности главы государства за этот период. Обсуждали нелегкое начало президентской карьеры Путина, но больше всего внимания было уделено тому, что сегодня можно уже назвать «феноменом Путина», а именно рейтингу. За те годы, что президент пребывал у власти, кривая рейтинга не всегда стремилась ввысь, но то, что она постоянно росла уже никому доказывать было не надо. Участники круглого стола увидели в этом рейтинге и спасение и опасность. Но мало кто обратил внимания на то, в чем сегодня особенно сильно нуждается президент.

Володя, я вмешиваться не буду. Тебе все придется решать одному

Меньше всего в этих заметках мне хотелось бы говорить о достижениях Владимира Путина, совершенных им за эти 15 лет. Об этом сказано уже немало и достижения эти более, чем очевидны. Говорить о недостатках и ошибках — тоже есть кому. Сегодня ни в России, ни в мире к Путину никто не относится равнодушно. Его сторонники — всецело его поддерживают, его противники откровенно его ненавидят.

Так в истории России было, почти, всегда. Нового лидера сперва носили на руках и славили, а затем проклинали и слагали в его адрес не только анекдоты, но и что похуже. Возьмите последних правителей СССР/России. Кто не помнит, как все мы радовались восхождению на престол молодого генерального секретаря ЦК КПСС — Михаила Горбачева и как, некоторое время спустя, проклинали его за талоны, за развал великой державы, за национальный позор.

Кто не помнит, как носили на руках первого Президента России Бориса Ельцина и как потом скатился вниз его рейтинг, а сам он остался в народной памяти этаким самодуром, злоупотребляющим спиртными напитками.

На этом фоне Путин выделяется особо. Его рейтинг колеблется, местами немного проваливается, но растет из года в год. И здесь нельзя не обратить внимание на особенность политической эволюции Путина.

"Переведи часы вперед!" Под таким лозунгом проходила кампания по выборам президента Путина на первый срок

Когда он впервые был избран на пост главы государства, он часто говорил о себе, как о «наемном служащем», как о «чиновнике», «менеджере», но не как о лидере. Вероятно, Владимир Путин на первом сроке правления сознавал, что он не избранник, а все-таки, назначенец. Только уже в конце второго срока он начинает постепенно сознавать себя национальным лидером, и в то же время, он еще сильно зависит от тех, кто считал, что Путин им чем-то обязан. Только на третьем сроке Путин предстает перед нами, как президент, который уже обязан своим избранием исключительно нации. В этом случае становится понятным, что по-настоящему главой государства Владимир Путин становится только на третьем сроке.

Парадоксально? Нисколько, если учесть, что ему непросто было вырваться из той зависимости, в которой он оказался, представ в роли преемника Ельцина. После избрания Путина президентом, Борис Ельцин демонстративно отошел от дел, оставив своего назначенца один на один с влиятельными, искушенными в деле политических интриг сановниками, олигархами, вельможами, которые были способны перемолоть своими челюстями любого. Я не хочу сказать, что Владимир Владимирович был этаким ягненком в волчьей стае, но то, что на первых порах он был невыносимо одинок — это факт.

Одиночество — это всегда зависимость. Особенно, когда одиночество не выбирают, а вынуждено оказываются в нем.

Сегодня уже не говорят о, так называемых, «питерских», но в свое время о них много и подробно писали, рассказывая о том, как президент Владимир Путин стал активно призывать в свою команду бывших друзей по работе в Питере, по службе, учебе.

Герман Греф предлагает Владимиру Путину свой вариант реформ

Как мне кажется, в тот момент у него просто не было другого выхода, как опереться на тех, кого он знал, с кем сталкивался по работе, хотя и не всегда в течение продолжительного времени. Преодолеть изоляцию, невидимое, но всегда ощущаемое сопротивление влиятельных особ невозможно было не окружая себя теми, кому он мог доверять.

Эти три путинские пятилетки можно было бы описать так: на первом сроке — он одинок и зависим, на втором — он уже в окружении своей команды, наконец, на третьем сроке — он уже выходит за рамки команды, становясь национальным лидеров в полном смысле. И, как это не парадоксально, но снова становится одиноким. Влиятельным, почти всемогущим, но одиноким. Этого-то как раз и не увидели участники круглого стола, а не увидев, попытались рассказать о том, как им стоит распорядится главной заслугой Путина — его рейтингом!

Особенно откровенно, вполне возможно, что и не осознанно, на заседании круглого стола говорил об этом бывший министр финансов правительства РФ Алексей Кудрин. Заявив о том, что Россия нуждается в очередном витке реформ, Кудрин явно имел в виду, что реформы эти, вряд ли, будут популярными. А для того, чтобы их все же провести, надо воспользоваться высоким рейтингом президента. "Сегодня мы стали перед серьезными вызовами. Если руководство страны их осознает, нам нужна серьезная программа по реформам и возобновление темпов роста, - подчеркнул Кудрин. "Если рейтинг не будет использован для реформ, то это рейтинг ради рейтинга", - добавил он.

Полагаю, что не надо быть особо одаренным наблюдателем, чтобы понять, что в данном случае рейтинг президента предложено использовать, как ресурс для проведения непопулярных реформ. Для популярных реформ высокий рейтинг необязателен, напротив, в ходе таких реформ, он должен вырасти, а вот для непопулярных -- в самый раз.

А Кудрин постоянно предлагает свой...

Предположим, что решения о проведении очередного этапа реформ будет принято и благодаря высокому рейтингу главы государства эти непопулярные мероприятия будут осуществлены. Что произойдет тогда? Произойдет размен рейтинга на непопулярные реформы, т.е. Кудрин по сути предлагает пожертвовать популярностью президента ради реформ.

Ну а чего вы хотели? Ни для кого не является секретом, что в окружении президента есть и те, кто свою некомпетентность и безответственность прикрывают высоким рейтингом главы государства. Мало того, некоторые считают, что этот рейтинг — отчасти и их заслуга. Хотя, я как не присматривался, а заслуги их в этом так и не увидел.

Такое отношение к национальному лидеру, вероятно, связано с тем, что его никак не «отпускают в народ». Для народа Путин — национальный лидер, для некоторой части своего окружения он — ценен из-за своего высокого рейтинга.

Попытки сблизить президента и самые широкие слои населения предпринимались, как минимум дважды. В первый раз, когда создавалась, первоначально движение, а затем и  партия «Единая Россия». Именно этой организации предлагалось стать связующим звеном между национальным лидером и большинством избирателей. Однако авторитет лидера был охотно использован разного рода чиновниками и карьеристами, которые поспешили занять теплые места в различных структурах власти и забыли о первоначальном замысле.

Вторая попытка была связана с созданием Общероссийского Народного Фронта (ОНФ). Но как только президент появился перед представителями ОНФ, там его уже ждали все те же чиновники из ЕР и других структур.

Сегодня связь большинства избирателей и главы государства — это непосредственная связь. Связующего звена так и не получилось, а те, что есть — сильно бюрократизированы и подчинены разного рода влиятельным группам из числа высокопоставленных вельмож.

В этой связи шаги, которые в последнее время принимал президент от решения о присоединении Крыма до решения о запрете отмены электричек, явно, идут в разрез с интересами тех, кто видит в главе государство не лидера, стоящего на страже национальных интересов, а ресурс, обладающий высоким рейтингом.

Отсюда понятен и интерес тех, кто сегодня пытается использовать высокий рейтинг для проведения непопулярных реформ. Ведь если сближение лидера и населения будет продолжено, то ряд чиновников утратят возможность прикрываться авторитетом главы государства и им волей или неволей придется решать, кому они служат: России или исключительно себе.

Подтверждением этого могут служить слова пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который считает, что у современных бюрократов, в отличие от президента РФ Владимира Путина, огромный дефицит ответственности.

А вот сопредседатель ОНФ Александр Бречалов объяснил высокий рейтинг президента РФ Владимира в том числе, антикоррупционными действиями Общероссийского народного фронта и борьбой с коррупцией на региональном уровне, намекнув на то, что и чиновники вносят свой вклад в повышение авторитета президента.

Главной, все же была мысль, выраженная президентом Фонда "Общественное мнение" Александром Ослоном: «Рейтингу президента Владимира Путина ничто не угрожает, если население России будет ощущать стабильность и уверенность в завтрашнем дне. При этом глава ФОМ особо подчеркнул: есть два компонента, которые удерживают высокий рейтинг президента РФ - "это попадание в резонанс ситуации с Крымом и это рукотворный кризис, в рамках которого происходит консолидация вокруг руководителя (России)".

Это, как раз и подтверждает мысль о том, что президент все больше предпочитает обходиться без посредничества чиновников во взаимодействиях с теми, от кого как раз и зависит его высокий рейтинг.

Он вернул его в родную гавань...

В завершении этих заметок хотелось бы привести слова пресс-секретаря президента. 15-летний срок первого избрания Путина президентом России «представляется слишком важным, чтобы его проходить без обсуждения, потому что понимание того, что получилось у Путина, что у него не получилось, что стало за это время с Россией и с миром мне кажется чрезвычайно важным, чтобы уверенно смотреть в будущее", - сказал Песков.

С эти трудно не согласиться, ведь за эти 15 лет в России произошло так много событий и их значение было настолько существенным, что они нуждаются в подробном изучении, прежде всего, как опыт управления страной в невероятной сложный период ее истории.