Причина первая: кадровая политика. К сожалению, на этом направлении работы у Радаева наблюдаются сплошные провалы и недоразумения. За пять лет работы он так и не смог создать собственной команды управленцев. Та команда, с которой он вступил в должность весной 2012 года, до нынешних дней не дожила.
Вы знаете почему Валерий Радаев прощался со своими вчерашними соратниками, которых, в основном, набирал из числа депутатов областного законодательного собрания? Потому, что их руководитель не сумел раскрыть потенциал своих подчиненных. Большинство из тех, кого Радаев первоначально подверг опале, а потом и удалению, так и не проявили себя. Ни в чем. Напротив, их деятельность была провалом. Владимир Пожаров - провалил инвестиционную политику, Валерий Сараев - решение проблемы по переселению из ветхого и аварийного жилья, Денис Фадеев - внутреннюю политику, Борис Шинчук - связи с общественностью. И список этот можно было продолжать и продолжать.
Большинство из опальных покинули свои посты ближе к концу первого срока правления губернатора Радаева. Ему понадобилось почти пять лет, чтобы понять - это не те люди, с которыми можно идти в разведку. Или напротив, губернатор так и не смог поставить перед ними цели, сделать их эффективными менеджерами.
На исходе первого срока саратовский губернатор стал скрести по сусекам в поисках управленческих кадров. Он вынул из-под нафталина крайне неудачного управленца, Ивана Кузьмина, который почти двадцать лет руководил цирком, господа, цирком! Того самого Кузьмина, которого в свое время забраковал экс-губернатор Дмитрий Аяцков.
Он стал выписывать кадры из саратовской глубинки, которые явно не доросли до того, чтобы управлять целой областью. Например, на пост вице-губернатора он позвал главу Вольска г-на Пивоварова, а на пост министра культуры - даму тоже из Вольска. Этим управленцам надо было минимум пять лет ходить еще в замах, а они сразу же были назначены на высокие и ключевые посты.
Анализируя то, что с большой долей условности можно назвать "командой Радаева", мы не увидим в ней ни выдающихся юристов, ни финансистов, ни экономистов, ни общественников. Удивительно, но за все время радаевского лихолетья в правительство области не пришел ни один специалист, который смог бы "рассшить" хоть одну проблему! Складывается впечатление, что нынешний глава панически боится людей умных, инициативных, способных критически мыслить. Правительство области оказалось закрыто для проникновения в его ряды интеллектуалов, зато стало открытым для приходи провинциалов.
Ничего плохого против выходцев из глубинки не имею, в большинстве случаев - это хорошие, преданные шефу люди, но они еще не готовы к управлению таким сложным механизмом, каким является регион Саратовская область. Им нужно еще учиться, их нужно еще учить. Но преемственности не наблюдалось. И вся эта "команда" сосредоточилась только на одной функции - радовать шефа высокими показателям, составлять справки, отчеты, бессовестно жонглируя цифрами. На этом функции "команды" оказались исчерпаны. Это был ее потолок. А в целом это был полный провал кадровой политики Валерия Радаева.
Если и в дальнейшем будет наблюдаться такой метод управленческого рекрутинга, то эта "команда" не справится с теми вызовами, которые уже давно стучаться в двери и только возрастают. Не создав за пять лет команды, губернатор не создаст ее и за следующие пять лет, если, не дай бог, он останется у властного кормила.
Причина вторая: изоляционизм. При всей видимости открытости региона для инвестиций и инноваций, Саратовская область оказалась в тисках самоизоляции. При Радаеве регион оказался закрытым. Нет, не в том смысле, что на его границах были установлены таможенные посты и барражировала конная пограничная стража, а в том, что очень узкая группа лиц, приближенная к телу сосредоточила контроль над всем, что так или иначе втекает в Саратовскую область. Сегодня в нее втекают бюджетные ресурсы из федерального центра. Эта узкая группа лиц монополизировала контроль над этими потоками, отрезав подходы для представителей иногородних структур.
Например, подряды на так называемый ремонт дорог из года в год получают одни и те же фирмы, точно также, как федеральные средства, поступающие на развитие аграрного сектора, получают одни и те же фирмы и группировки. Сформировалась огромная армия паразитов, которая стремится любыми путями нажиться на бюджетных потоках и стремится своровать все, что только можно. Дошли уже до ручки, стали воровать деньги, выделяемые на трудоустройство инвалидов.
Стоит вспомнить и провал концессионных игр вокруг водоканала, и проблемы с транспортом, когда Саратов стал свалкой металлолома для уже отработанной техники.
Сосредоточение лиц, приближенных к телу исключительно вокруг федеральных денег, привело к дистрофии регионального бюджета, который сокращается из года в год. В регионе не создаются условия, когда здесь можно было зарабатывать, когда сюда могли бы заходить сторонние инвесторы. Хотя бы потому, что с ними нужно будет делиться бюджетными ресурсами, используя софинансирование, рамках частно-государственного партнерства.
Если вся эта орава паразитов только и думает о том, как нажиться на бюджетных потоках, то и получается, что областная казна не наполняется даже на минимальном уровне.
При Радаеве система бюджетного паразитизма достигла своего апогея. Ей в жертву была принесена открытость региона для инвестиций и инноваций. Поэтому мы не погрешим против истины, сказав, что в Саратовской области еще долго не будет наблюдаться рост собственных бюджетных доходов. Это подтверждается неуклонным снижением налоговых поступлений, например, от таких налогов, как НДФЛ и земельный налог.
Причина третья: отсутствие собственных идей и проектов. Долгих пять лет радаевского правления Саратовская область погружалась в пучину застоя, прозябания и деградации. Главным показателем этого печального процесса явился отток наиболее талантливых, способных, энергичных кадров и специалистов в большинстве отраслей. Сам Радаев признавал, что Саратовская область стала донором для Москвы, и соседних регионов.
И не мудрено, что в таких условиях некоторое оживление "режима Радаева" случилось лишь тогда, когда наш выдающийся земляк осчастливил губернатора своими проектами. Если бы не Володин, Саратовская область так и лежала бы на дне идейной и проектной канавы. При этом сам Радаев постоянно твердит о "могучем потенциале" региона, на само деле этот потенциал уже давно исчерпан, а глава региона за все время своего правления так и не родил ни одного проекта, ни одной идеи, которая могла быть сопоставлена с идеями, предложенными нашим выдающимся земляком.
Если не считать такого недоразумения, как "Музей Труда", который, с какой стороны на него не посмотри, а призван отучать подрастающее поколение от труда, растить и воспитывать того самого потребителя-паразита, а не творца-труженика. Особо циничным стало открытие при Радаеве памятника заводу! Заводу, господа! Речь идет о стеле, посвященной погибшему мученической смертью Саратовском авиационном заводе.
Непонимание губернатором самой сути трудовой этики, самого понятия трудовой мотивации, труда, как источника блага и богатства, наглядно показывает узость мышления и мировоззрения этого человека.
Ничего своего, все в жанре подражания. Например, Аяцков создал "Музей Боевой Славы", Радаев построил рядом "Музей Трудовой славы". Тот же Аяцков широко, с размахом, громко организовал празднование 200-летия Саратовской губернии, Радаев решил отметить 80-летие создания Саратовской области. Аяцков выдвинул лозунг о превращении Саратова в Столицу Поволжья и Радаев неустанно повторяет это, как мантру.
При экс-губернаторе павле Ипатове в Саратовской области были заложены большинство предприятий, Радаев, вскоре после ухода Ипатова с поста губернатора полностью приписал себе их строительство. И таких примеров превеликое множество. Они наглядно показывают, что у Радаева нет не только идей и проектов, но и собственного видения того, в каком направлении должна развиваться Саратовская область, какова ее стратегическая цель. Вместо этого пустой набор фантазий, которые не имеют ничего общего с действительностью.
Некогда веселый, энергичный, трудолюбивый край превратился в край унылый, край печальный.
Таков далеко не полный набор причин, которых вполне достаточно, чтобы сказать Радаеву: "Уходи". Не надо мучить ни себя, ни регион, не надо пытаться справиться с теми проблемами, с которыми такой губернатор справиться не в состоянии.
Если все же случится непоправимое и Радаев останется, нам трудно себе представить, как он сумеет с таким набором глубинных недостатков победить на выборах. Если такая победа состоится, то она вряд ли будет честной.