Премьер-министр Украины Арсений Яценюк уверен в том, что в новой волне приватизации, которую начинает правительство, должны участвовать только иностранные инвесторы, сообщает «Украинская правда».
«Мы начинаем прозрачную и честную приватизацию и поэтому хотим, чтобы в ней принимали участие исключительно качественные иностранные инвесторы, а не бывшие украинские олигархи», — сообщает РИА-Новости.
По мнению Яценюка, наиболее привлекательными отраслями украинской промышленности для продажи иностранцам являются энергетика, высокие технологии и сельское хозяйство. Он отметил, что в ходе визитов в США и Канаду по этим вопросам уже были достигнуты определенные договоренности.
«В ходе визита в США мы договорились, что одна из крупнейших мировых компаний — Cargil — построит новый (LNG) терминал. И инвестиции составят около 100 млн долларов, это десятки тысяч рабочих мест», — рассказал он.
Премьер сообщил, что Украина как «ключевой игрок на мировом рынке продовольствия» в состоянии вместе с США и Канадой «определять мировую продовольственную политику». Кроме того, он подчеркнул, что Украина нуждается в новой технике и технологиях и сейчас Киев проводит переговоры с американскими партнерами Видео на РИА-Новости.
Ранее сообщалось, что Кабмин Украины утвердил перечень объектов государственной собственности, которые подлежат приватизации в 2015 году. В перечень вошли около 30 шахт, в том числе шахта имени Засядько. Также в список вошли госконцерн «Укрторф», «Центрэнерго», ряд ТЭЦ и областных энергокомпаний, сельскохозяйственных и транспортных предприятий, строительных и химических предприятий, а также Одесский припортовый завод.
В своем видео обращении пан Яценюк старался убедить соотечественников в том, что Кабмин только и думает о том, чтобы создать как можно больше рабочих мест для самого широкого слоя населения Украины. Он заверил украинцев, что только с приходом иностранного инвестора, который, по его расчетам, только и ждет отмашки, удастся решить проблему занятости, индексации заработной платы бюджетникам и повысить качество уровня жизни. Выступление премьера было живым, и в то же время конкретным и доходчивым. Что и говорить, умеет Арсений Петрович убеждать.
Но за всеми этими словами кроется глубокий смысл тех реальных изменений, который ждут бедную Украину в самое ближайшее время. Мы попытались проанализировать посыл пана Яценюка для того, чтобы понять — действительно ли иностранный инвестор готов ввергнуть Украину в пучину процветания или это пустые мечты?
Как следует из информации, приведенной выше, только в течение 2015 года в перечень объектов государственной собственности, которые будут выставлены на продажу исключительно для иностранных инвесторов, вошли объекты энергетики, том числе 30 шахт, сельскохозяйственные, транспортные и химические предприятия. а также многострадальный Одесский припортовой предприятия завод.
Не знаю, читал ли Арсений Петрович «Исповедь экономического убийцы» Джона Перкинса. Сдается мне, что читал, ибо перечень предприятий, которые предстоит выставить на торги, очень схож с теми, которые перечисляет Перкинс.
«Моей работой, -- вспоминает Джон Перкинс, -- было выявление страны, у которых есть ресурсы, которые нужны нашим корпорациям, а это может быть что-то вроде нефти – или это могут быть рынки – или это может быть транспортная система. Могут быть самые разнообразные вещи. Как только мы выявляем такие страны, мы организуем для них огромные займы, но эти деньги на самом деле никогда не поступают в страну; вместо этого они идут нашим корпорациям на строительство инфраструктурных проектов в этих странах, таких как электростанции и автомагистрали, которые обогащают нескольких богатых людей, а также и наши корпорации, но не большинство населения, которое не может себе позволить оплатить такие вещи, и все же у них на руках остается огромный долг... А как только они связаны долгом, мы возвращаемся, обычно под видом МВФ, – а в случае с Грецией сегодня это МВФ и ЕС – и предъявляем стране ужасающие требования: повысить налоги, урезать расходы, продать государственные предприятия частным компаниям, такие вещи как предприятия энергетики и водоснабжения, транспортные системы, приватизировать их и, в сущности, попасть к нам в рабство, в рабство корпораций. По существу, такие организации, как МВФ, Всемирный банк, ЕС, это инструменты крупных корпораций, то, что я называю «корпоратократией».
Ресурсы могут быть разные, -- продолжает Перкнис: у одних есть материальные ресурсы, такие как природные ископаемые или нефть; другой ресурс это стратегическое положение; еще один ресурс это обширный рынок или дешевая рабочая сила... Настаивая на том, чтобы эти страны приняли политику, по которой они продадут свои государственные предприятия, мы начинаем приватизировать и приватизировать. Вскоре они разрешат нам построить свои военные базы на их земле. Многое можно сделать, но, в сущности, они становятся слугами того, что я называю корпоратократия. Это не национальная империя. Она не очень-то помогает американскому народу. Это империя корпораций, и власть крупных корпораций. Они контролируют политиков Соединенных Штатов, и в большой степени контролируют политику таких стран, как Китай, и других стран по всему миру».
Если все будет идти по Перкинсу, то приватизация, в которой примут участие исключительно иностранные инвесторы, вряд ли принесет Украине процветание, а украинцам новые рабочие места.
Вызывает недоумение и включение в план приватизации на 2015 год 30 шахт, среди которых и знаменитая шахта им. бывшего министра угольной промышленности СССР Александра Засядько. Дело в том, что эта шахта расположена чуть ли не в центре Донецка, а он, как известно, контролируется ополченцами Донбасса. Как будет выглядеть приватизация именно этой шахты, я себе не представляю, если не допустить, что весь мятежный Донбасс раз и на всегда возвратится в лоно неньки Украины.
Что касается остальных 29 шахт, то вряд ли их будут приватизировать, чтобы затем запустить да еще и на деньги иностранных инвесторов. Большая часть донецких шахт признано нерентабельными. Если их и приватизируют, то исключительно для того, чтобы потом законсервировать до лучших времен, которые, возможно, не наступят никогда.
Но Бог с ними, с этими шахтами. «Киевский мечтатель» Арсений Яценюк идет еще дальше, рассказывая сказки своим гражданами. Так, например, он говорит, что одна из крупнейших мировых компаний — Cargil — построит новый (LNG) терминал. И инвестиции составят около 100 млн долларов, это десятки тысяч рабочих мест».
В этом месте Арсений Петрович или не понимает о чем говорит, или попросту врет. Дело в том, что компания Cargil не занимается строительством LNG (от английского Liquefied Natural Gas) или СПГ (сжиженный природный газ)терминала, поскольку эта компания, которая занимается производством продовольствия и сельским хозяйством.
О строительстве LNG терминала на Украине говорили еще при «кровавом режиме Виктора Януковича» и стоимость этого объекта уже тогда оценивалась минимум в $850 млн и уж ни как не в $100 млн.
Кроме того, основной проблемой такого терминала будет не столько его строительство, сколько транспортировка сжиженного газа, ведь доставлять его придется через Босфор, а здесь Турция выдвигает особые условия для соблюдения мер безопасности. Проход судов длиной около 300 метров должен осуществляться в идеальную безветренную погоду. Это значит, что суда с сжиженным газом будут сутками, а может быть и неделями болтаться на рейде в ожидании благоприятной погоды для прохода через Босфор, а простой таких судов будет обходится в десятки тысяч долларов
Но и это еще цветочки. Разве не знает Яценюк, какая судьба постигла маленькую, но гордую Литву, которая согласилась принять судно с СПГ на своем терминале. В результате 1 тыс. куб м газа обходится Литве в $500 долларов. Беда еще и в том, что соседи Литвы — Латвия, Эстония Белоруссия отказываются брать газ по такой цене. Условия же контракта с поставщиком СПГ Норвегией таковы, что платить нужно по договору, не зависимо от того, сколько газа необходимо.
Вероятно знает, но просто врет. Врет еще и потому, что на $100 млн невозможно создать «десятки тысяч рабочих мест». Для такого количества рабочих мест этой суммы явно недостаточно, если, конечно, не брать в расчет, что стоимость такой рабочей силы будет составлять жалкие копейки.
Россия закрыла для нас рынки сбыта, -- говорит Яценюк, -- поэтому мы решили переориентироваться на развитые страны. Канада пошла нам на встречу и подписала договор о свободной торговле, точно также, как чуть раньше это сделал ЕС. Украина как «ключевой игрок на мировом рынке продовольствия» в состоянии вместе с США и Канадой «определять мировую продовольственную политику», -- сказал премьер.
Конечно, трудно комментировать сказки. Например, о том, как Канада и США будут «по-братски» делить с Украиной мировой продовольственный рынок. Или о том, что зона свободной торговли приведет к небывалому спросу на украинскую продукцию, которая, как мы знает, не отвечает западноевропейским и тем более американо-канадским стандартам. Демпинговать же не дадут и в зоне свободной торговли, ибо демпинг будет подрывать позиции местных товаропроизводителей и т.д.
Но все эти сказки призваны утаить от слушателей главное: приоритет иностранного инвестора перед украинским. Это ведь делается не для того, чтобы приватизация была прозрачной, а местный олигархат был от нее отрезан. Очевидно же, что таким шагом руководство Украины дало старт распродаже за бесценок своего главного ресурса: земли и рабочей силы.