Землю выдавали буквально в чемоданчиках, меняя его на чемоданчик с наличичкой Мы уже привыкли к тому, что городу “постоянно не хватает денег”. Его бюджет, который едва дотягивает до 15 млрд рублей, не случайно называют бюджетом вымирания. Между тем городская земля - это тот источник доходов, который по праву называют одним из основных кормильцев казны.

Немудрено, что чиновники очень быстро поняли, что потоки из этого источника можно перепроложить таким образом, чтобы вырученные средства утекали, минуя бюджет, прямиком в карманы лихоимцев.

Если в Марксе или, скажем, в Энгельсе, все же решились на задержание, с последующим возбуждением уголовных дел против высокопоставленных чиновников, то в Саратове все оказалось несколько сложнее. Быть может, потому, что если будут названы ФИО лиц, принимавших решение о передаче земельных угодий без аукциона, выяснится, что “добро” на такого рода сделки давала Саратовская городская дума, ведь без согласия депутатов это сделать трудно.

Вот и получается, что депутаты, которые постоянно сетуют на острую нехватку денег в бюджете, волей или неволей (выяснить еще предстоит)    способствовали тому, что город за последние годы потерял 4 млрд руб. из-за «вывода земли» без аукционов.

Осенью 2017 года в администрации Саратова была создана специальная рабочая группа, которая начала проводить анализ сделок с землей.  И хотя речь шла о сделках с землей за последние десять лет, рабочая группа сосредоточила свое внимание на операциях с землей, главным образом за последние два года.

Он  знает наверняка, кто был главным бенифициаром земельных раздач, но  молчитВ то же время один из инициаторов инвентаризации глава региональной Общественной палата Александр Ландо предположил, что еще на дальних подступах, пересмотрев  сомнительные сделки с земельными участками,  город “сходу сможет вернуть в казну около 2 млрд рублей”. Для этого Александр Соломонович предложил недобросовестным арендаторам самостоятельно обратиться в мэрию и заплатить.

Однако очереди перед входом в здание администрации города Саратова не возникло.  Арендаторы платить не собираются, вероятно, полагая, что они-то все сделали правильно, т.е. деньги заплатили, а уж, как там чиновники обосновывали передачу им земли - это их (чиновников) дело. Внести недоплаченные деньги, и уж тем более вернуть полученные в аренду земли ее владельцы согласны только через суд. Уверенность им придает тот факт, что все усилия рабочей группы по инвентаризации земли никак не приводят к главному: к возбуждению уголовных дел и к аресту виновных в разбазаривании городского земельного фонда.

Между тем, как показывает практика в Марксе, Балаково и Энгельсе, задержание и арест причастных к сомнительным сделкам с землей чиновников, оказывает чудодейственный эффект на возврат земли и денег в казну. Заключенные под стражу главы охотно дают показания и прорисовывают “изящные схемы” вывода городских земель, минуя аукционы и прочие бюрократические процедуры.

Тем временем некоторые саратовские чиновники, имевшие отношение к земельным раздачам, скоропостижно уходят на больничныйВ настоящее время,  по словам главы Саратова Михаила Исаева, муниципалитет продолжает инвентаризацию. «Завершен анализ по ранее предоставленным земельным участкам, ведется претензионно-исковая работа, возвращаются в муниципальную собственность земельные участки, предоставленные с нарушениями, — сказал он. — Надеемся, это принесет городу максимальный эффект, в том числе поможет уйти от точечной застройки». По официальным данным, пока было про­анализировано 577 земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов на цели, связанные со строительством. Из них 213 участков площадью 241 га «либо не используются, либо используются нецелевым образом». Муниципалитет намерен вернуть 139 участков площадью 90 га. Уже направлено 202 предупреждения в связи с выявлением существенных нарушений условий договоров, отдельно 164 арендаторам направлены претензии о взыскании задолженности по арендной плате (43,4 млн), часть из них рассматривается в суде. Так, уже вынесено 67 решений судов о взыскании 26,6 млн. Кроме того, мэрия направила 18 уведомлений о прекращении договорных отношений, при этом уже принято пять судебных решений о расторжении договоров.

Таинственно мочат и "люди в синем"И все это, конечно, замечательно, однако весь перечень мер, которые перечислил Михаил Александрович, почему-то касается только арендаторов. За скобками оказываются те, кто эти земли выдавал, кто ставил подписи под документами, кто так или иначе вступал в коррупционные сделки, ведь получение мзды, минуя городскую казну нельзя назвать иначе, чем лихоимством.

Кого же в данном случае, покрывает рабочая группа, предъявляя претензии к арендаторам?  Кого пытаются защитить от карающего меча правосудия сомнительные юристы и хитровылепленные депутаты? Самое главное, что ответы на эти вопросы есть. Для того, чтобы назвать основных бенефициаров сомнительных сделок необходимо просто обладать волей и решительностью. Если этого не делать, то никакой гарантии того, что уже в ближайшем будущем, когда утихнет шумиха вокруг инвентаризации, все не вернется на круги своя и нечистоплотные чиновники и депутаты не продолжат наживаться на раздачах городской земли, обдирая и без того скудную городскую казну.