С середины марта 2014 года США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и другие государства наложили санкции в отношении нескольких десятков российских высокопоставленных госслужащих, политиков и близких к российскому президенту бизнесменов. Санкции против указанных лиц предусматривают запрет на въезд в эти страны и замораживание активов на их территории. Этот список так и остался бы малозаметным, если бы не недавний случай со спикером нижней палаты российского парламента Сергеем Нарышкиным, которого финские власти отказались пускать на сессию парламентской ассамблеи ОБСЕ. Хотя до этого Нарышкин неоднократно выезжал за пределы России. В этой связи мы решили проанализировать санкционный список, чтобы понять, мотивы тех, кто включал в него известных россиян.
Полный список лиц, внесенных в санкционные списки, можно найти на сайте РБК по ссылке РБК список. Данные обновляются по мере расширения списков.
Всего, по состоянию на начало июля 2015 года в списках значилось 105 фамилий. Известно также, что 29 апреля 2014 года Япония также ввела визовые санкции против 23 лиц, но их имена не раскрывались.
Даже при беглом взгляде на списки становится понятным, что они весьма избирательны. Так каким-то политикам и государственным деятелям нельзя въезжать в Евросоюз, но зато можно смело отправляться в США. Каким-то нельзя в США, зато можно в Канаду или в Австралию и т.д.
Что касается Сергея Нарышкина, то ему запрещен въезд во все страны, кроме Японии.
Казалось бы, чего там делить, внесли, так внесли, всех, так всех. Но в том-то и дело, что анализ списков показывает, что для некоторых лиц сделаны исключения. Например, въезд в США разрешен буквально всем высокопоставленным военным. Кстати, министр обороны РФ Сергей Шойгу вообще не попал в санкционный список. Зато его первому заму Аркадию Бахину запрещен въезд в ЕС и Канаду, а вот в США — можно.
В США разрешен въезд и руководителям спецслужб. Например, директору Федеральной службы безопасности Александру Бортникову, и директору Службы внешней разведки Михаилу Фрадкову. Во все остальные страны, кроме Японии им путь закрыт.
Всем чиновникам, кто хоть как-то связан с работой в Крыму, въезд запрещен во все страны, объявившие санкции. Но есть и исключения. Например, премьер-министр Крыма Сергей Аксенов имеет возможность выезжать в Канаду. Начальник Службы безопасности Крыма Петр Зима имеет возможность посетить и США и Канаду.
Главу Чечни не пустят в ЕС, зато он он может посетить США, Швейцарию и Японию. Управляющий делами президента России Вадим Кожин не может посещать США, зато ему открыт путь в ЕС, Швейцарию и Японию.
Владелец Volga Group Геннадий Тмченко рискует при посещении США и Австралии. В другие страны выезжать можно смело.
Больше всего досталось нашим депутатам. Им запрещено выезжать в большую часть стран. ЕС для них почти полностью закрыт. Хотя есть и исключения. Например сенатору от Псковской области, председателю комитета СФ по международным делам Михаилу Маргелову можно выезжать, как в ЕС, так и в США. Первый вице-спикер Госдумы, КПРФ Иван Мельников невыездной в ЕС, зато его примут в США и в Австралии. Депутат Госдумы «Единая Россия» Владимир Плигин может выехать и в ЕС, и в США, депутат Госдумы, "Единая Россия", председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков может посещать ЕС. А вот председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и депутат Госдумы, "Справедливая Россия" Елена Мизулина — тотально невыездные.
Наш пламенный трибун Владимир Жириновский, известный, как яростный критик США, как ни странно, но в список невыездных в Америку не попал и может ехать туда, чтобы на брегах Гудзона клеймить Госдеп, Пентагон и Обаму. Сенатору от Еврейской АО, председателю комиссии СФ по мониторингу ситуации в Украине почему-то отказали все, а вот спортсменке, а ныне вице-спикеру Госдумы, "Единая Россия" Светлане Журовой путь открыт и в США, и в Австралию, и в Швейцарию. Непонятно.
Депутату Госдумы Иосифу Кобзону, попавшему в санкционные списки уже в 2015 году, запретили выезжать только в ЕС. Во все остальные стран путь великому певцу открыт. В аналогичном положении оказался и коллега Кобзона по Госдуме — Валерий Рашкин. Валерия Федоровича не ждут только в ЕС.
Что касается близких к Путину бизнесменов, то, например, председатель совета директоров СМП Банка Аркадий Ротенберг -- тотально невыездной. Исключением стала лишь Швейцария, а вот его брат — член совета директоров СМП Банка Борис может выезжать и в ЕС и в Австралию и в Швейцарию.
Президент "Роснефти" Игорь Сечин лишен возможности посещать только США. Во все остальные страны — путь ему открыт. Совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук должен сидеть дома. Теоретически ему можно отправиться в Японию, но лучше этого не делать.
Помощнику президента Владиславу Суркову можно попробовать совершить вылазку только в Японию. Но лучше не рисковать. А вот первому замруководителя Администрации президента Вячеславу Володину можно выезжать в ЕС, но и только. Его шефу — Сергею Иванову нельзя посещать США, Канаду и Австралию. В ЕС ехать можно.
Прокурору Крыма Наталье Полонской запрещено выезжать только в ЕС, а в другие страны запрета нет.
Интересно, что депутатам фракций КПРФ и ЛДПР в США путь открыт, хотя и не всем.
Какой-то строгой закономерности в санкционных списках на первый взгляд не имеется. Но это только на первый взгляд. Важно, что всем лицам, имеющим отношение к вооруженным силам, от начальника Генштаба до офицера главного разведывательного управления разрешен выезд в США. Вполне возможно, что на военных и руководителей спецслужб у США ничего нет.
Наибольшую «опасность» для стран, внесших российских политиков в списки, судя по всему, представляют депутаты, преимущественно от фракции «Единая Россия». Здесь можно строить лишь предположения. Сами по себе депутаты для наших западных партнеров не представляют не только никакой ценности, но и никакой угрозы. Их могли внести в списки, вероятно, располагая информацией о том, что у них может быть, как недвижимость за рубежом, так и некоторые счета в определенных банках. В противном случае вносить их в санкционные списки нет смысла. Если у депутатов все-таки кое-что за границей есть, им необходимо срочно от всего этого избавиться, тогда включение их в санкционные списки потеряет всякий смысл.
И в заключении несколько слов о «казусе с Нарышкиным». Узнав о том, что финские власти отказались впускать нашего спикера в страну, российская сторона не на шутку обиделась, пригрозив «горячим финским парням» отказом в поставке леса. Разгорелся международный скандал. А между тем, как мы уже упоминали выше, Сергею Нарышкину, согласно санкционным спискам, запрещен въезд куда бы то ни было, быть может, за исключением Японии.
Если въезд запрещен, то чему тогда возмущаться? Может быть, стоило добиваться отмены ограничений на выезд хотя бы для тех российских политиков, которые в силу своей должности просто обязаны иметь возможность посещать такие мероприятия, как сессия ОБСЕ. Например, Сергей Нарышкин — председатель Госдумы наш главный парламентарий. Отрезать его от парламентской работы в Европе, значит ввести санкции против всего российского парламента?
Ладно, ввели ограничения на некоторых, показавшихся евробюрократам «особо опасными» депутатов, типа Кобзона или Рашкина, но не надо ограничивать в этом спикера Госдумы. Однако мы этого не добиваемся, а потом жалуемся на то, что нашего спикера не пускают на парламентскую ассамблею.
Кстати, молчаливое решение евробюрократов не пускать Сергея Нарышкина а с ним и всю российскую делагацию больнее всего ударило по престижу Финляндии. Президент этой страны Саули Ниинистё в сердцах заявил: «Что касается отрицательных мнений по вопросу въезда россиян, то их было много. Не буду углубляться в количество, однако голосов “за” не было вообще, только тишина. Было заметно желание оставить Финляндию в одиночестве держать ответ за принятое решение, хотя речь идет о законодательстве ЕС» Финляндию, по сути, оставили в одиночестве решать судьбу российской делегации.