Не переживай, возникнут вопросы, звони прямо мне. Мой телефон ты знаешь

Несбалансированный бюджет может привести к обвалу валютного курса и новым шокам, предупредила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Важно не повторить ошибок стран БРИКС, считает она. ​​Нужна оптимизация бюджета: расходы должны прийти в соответствие с новым уровнем доходов. Об этом Юдаева сообщила на Апрельской международной научной конференции в Высшей школе экономики. «Неспособность сравнительно быстро обеспечить соответствующую бюджетную коррекцию может привести к росту волатильности на финансовых и валютных рынках, новым шокам для экономического роста», — сказала Юдаева (цитата по «РИА Новости»).

По ее словам, слишком большой бюджетный дефицит, с одной стороны, приводит к удорожанию реального валютного курса и снижению конкурентных возможностей российских компаний, а с другой — к росту долговой нагрузки на экономику. «В какой-то момент государство теряет доверие рынков, что ведет к резкому оттоку капитала, обвалу валютного курса и падению темпов экономического роста», — пояснила она.

13 апреля 2016 года МВФ предупредил об угрозе финансовой стабильности. В своем докладе (Угроза финансовой стабильности) фонд сообщает: «Директивным органам в странах с формирующимся рынком необходимо повысить свою устойчивость к неблагоприятному воздействию глобальных факторов. Резкое падение цен на биржевые товары усугубило уязвимость как компаний, так и государственных финансов, и поддерживает экономические и финансовые риски на повышенном уровне. После многолетнего периода роста задолженности страны с формирующимся рынком столкнулись с непростым сочетанием более медленного роста, более жестких условий кредитования и изменчивости потоков капитала. До настоящего момента многие страны с формирующимся рынком демонстрировали замечательную устойчивость в этой сложной ситуации благодаря осмотрительному использованию буферных резервов, накопленных в годы подъема. Однако, как отмечает МВФ, резервы истощаются, и у некоторых стран пространство для маневра исчезает».

На август 2014 года по итогам 2014 года Минэкономразвития ожидало роста экономики России на 0,5%, Центральный банк РФ — на 0,4%, Международный валютный фонд — на 0,2%. Прав оказался МВФ

И далее: «Директивным органам необходимо работать совместно, чтобы укрепить рост и повысить финансовую стабильность в большей степени, чем предполагается в текущем базисном сценарии. Им необходимо разработать более сбалансированный и мощный набор мер политики, выходящий за рамки сохранения чрезмерной опоры на денежно-кредитную политику. Денежно-кредитная политика по-прежнему исключительно важна, но она не может быть единственным средством. Необходимо проводить надлежащим образом разработанные структурные реформы и благоприятные для роста и поддерживающие его меры налогово-бюджетной политики. Кроме того, следует принять более решительные меры финансовой политики, которые дополнительно повышают стойкость экономики. На глобальном уровне необходимо также завершить разработку программы реформ финансового регулирования и провести ее в жизнь, в том числе для небанковских организаций. Все эти действия будут способствовать большей сбалансированности проводимых мер, и их совокупность приведет к повышению результативности и эффективности политики».

Полагаю, что читателям уже не надо объяснять, кто стоит за «директивными органами» и что наша Родина все еще относится к странам с формирующимся рынком.

Сигнал, поступивший из МВФ, был услышан. Ксения Юдаева незамедлительно поднялась на трибуну, чтобы озвучить позицию ЦБ, хотя, как мы теперь поняли, никакая это не позиция ЦБ, а рекомендации МВФ.

«Нам нужна среднесрочная, примерно на три года, программа постепенного сокращения бюджетного дефицита с переходом к новому бюджетному правилу по ее окончании, -- сказала Ксения Бдаева».

И чё?

Ранее в СМИ сообщалось, что Минфин и ЦБ сплотились в единый фронт в вопросе предстоящей корректировки бюджета, заявив о потенциальных рисках. СМИ отметили схожую аргументацию главы Минфина Антона Силуанова и ЦБ Эльвиры Набиуллиной в начале апреля на съезде Ассоциации региональных банков.

По мнению председателя Банка России, несбалансированный бюджет является «источником рисков и для экономики, и для денежно-кредитной политики». Набиуллина указывала, что чтобы эти риски снизились, «остро необходима выработка программы, которая позволила бы сбалансировать бюджетную систему в среднесрочной перспективе». Схожей позиции придерживается и глава Минфина, отметивший, что отсутствие «необходимых сейчас мер по снижению дефицита бюджета является сдерживающим фактором для снижения ключевой ставки». Несбалансированность, по оценке Силуанова, может привести к шокам, аналогичным кризису 1998–1999 годов.

Ранее МВФ рекомендовал странам - экспортерам биржевых товаров: «Поскольку цены на биржевые товары, скорее всего, останутся низкими в течение некоторого времени, у стран-производителей нет иного выхода, кроме как сократить государственные расходы и привести их в соответствие с более ограниченными ресурсами» (сравните со словами Ксении Юдаевой, приведенными выше) (Адаптация к новой реальности).

Неужели это точка невозврата?

Поэтому, если вы считаете, что это в Правительстве РФ сидят какие-то «злыдни», которые только и мечтают урезать все, что только можно для сокращения дефицита бюджета, вам следует знать, что сами они ничего урезать не будут — боятся гнева, сами знаете, кого. Для этого существует МВФ, рекомендации которого являются обязательными для исполнения и всегда служат поводом для оправдания действий правительственных чиновников, которые готовы оправдать отсуствите собственной политики все теми же рекомендациями МВФ.

Это все придумали не мы, -- говорят чиновники, -- это поступило из вышестоящих инстанций. Поскольку такой инстанцией для них и является МВФ, то и действуют они в строгом соответствии с его рекомендациями. Как говорили когда-то: «Шаг влево, шаг вправо, считается отклонением от курса, а в МВФ шутить не любят.

И ведь все настолько примитивно, что только диву даешься! Падение цен на нефть привело к сокращению доходов бюджета. Что делать? Во-первых, ждать, когда цены снова вырастут, т.е. произойдет тот самый «отскок». Во-вторых, поскольку цены на «биржевые товары» (а это не только нефть, но и все прочее сырье) останутся низкими в течение некоторого времени, надо сокращать грозящий дефицит бюджета. Не думать над тем, а за счет чего, кроме экспорта «биржевых товаров» можно бюджет пополнить, а тупо ждать, когда цены на эти товары вернутся на круги своя. По всей вероятности, так и выглядит весь смысл экономической политики правительства. Кстати, он никак не противоречит рекомендациям МВФ.

В ходе краткого интервью представителям российских медиа-изданий Эльвира Сахипзадовна выразила достаточно продуманную и независимую от какого-либо влияния извне позицию Центрального Банка России, одобренную ранее чиновниками Международного Валютного Фонда