Неотъемлемое право

Начать следует с того, что протесты начались в самый разгар лета. Этот период в России принято называть “мертвым сезоном”, когда большая часть населения находится в отпусках, на дачах, а города, как правило пустеют. 

В этой связи однажды принятое решение назначить единым днем голосования начало сентября - было хорошо продуманным. С другой стороны, если летние протесты и не собрали достаточно для констатации политического кризиса сил, то их можно рассматривать, как пролог к тому, что может проявиться уже к осени. Вполне вероятно, что власть  развернула “тренировочные действия”, направленные на подавление протестов с расчетом на то, что к осени она может столкнуться с еще более массовыми акциями.

С другой стороны готовиться к отпору массовым протестам власти начали давно. И не только с момента создания, первоначально национальной, а чуть позже “российской гвардии”. Подготовка шла по всем направлениям. И, прежде всего, в рамках целого пакета документов, носящих карательный уклон. В этот пакет входили также и законы “регулирующие” интернет. Активно готовится к отпору власть начала, приблизительно, с момента протестной волны 2011 года, т.е. в течение последних 7-8 лет. Сразу скажем, что срок довольно большой и за это время было достигнуто немало “успехов” в деле создания “сил быстрого реагирования”.

Есть и такой способ попасть на выборы...

Наблюдатели уже отмечали тот факт, что так называемые “космонавты” от протеста к протесту действуют все более слаженно и дружно. Это значит, что обучение этих частей удалось и сил для подавления бунтов - достаточно.

Но если власть готовилась к отпору так долго, то можно с уверенностью предположить, что она знала: протесты будут расти.  Мы не думаем, что готовились исключительно к московским событиям, хотя эти события, как показывает реальность, в целом были запрограммированы. Вряд ли решение об отказе в регистрации так называемых оппозиционных сил принималось в тот момент, когда представители этих сил приняли решение участвовать в выборах.

Впервые власть попыталась переломить ситуацию в свою пользу во время выборов в сентябре 2018 года. И хотя махать дубинками, например, в Хабаровске или в Хакасии не пришлось, а проблемы были решены посредством компромисса, важно понять, что главной целью власти на период выборов - является стремление не допустить к ним нежелательных с ее точки зрения элементов.

А это Питер май 2019 года

Следующим этапом были первомайские события в Северной Столице, когда уже с помощью дубинок разгоняли демонстрантов, проявляя решимость, сравнимую разве, что с московской.  В Питере, как мы знаем, тоже должны состояться выборы, а это значит, что протесты и отпор - запланированы. Третьим актом “большой тренировки” оказались московские события. Сейчас трудно предположить, как будут развиваться события в ходе и после выборов в обеих столицах, но одно является несомненным: власть готова к обострению политической ситуации, но готова ли она к политическому кризису, если таковой развернется либо осенью 2019 либо весной 2020 года?

Если сохранится день выборов, назначенный на сентябрь, то в 2020 году начнется еще один выборный цикл. И хотя он не обещает быть таким острым (как выборы в столицах), он будет предшествовать главным выборам страны - выборам в Государственную Думу, которые должны состояться в 2021 году.  Отсюда ясно, что для власти очень важно на всех этапах выборов не допустить к власти противные ей силы. Силы отпора готовятся к главному событию - выборам в Госдуму. Именно в 2021 году, как мы полагаем, Россия может столкнуться с настоящим политическим кризисом. Хотя бы потому, что от итогов выборов депутатов ГД будет зависеть итог того, что с недавних пор у нас называют трансфертом власти.

А пока мы можем наблюдать только за прелюдией к главному событию. Тем не менее уже сейчас можно с кристальной ясностью видеть главные особенности той политической системы, которая окончательно сложилась в РФ и которая вплотную подошла к своему финалу.

Для кого написана Конституция

Главное за что борются протестанты в Москве - это за право на выборы. Напомним, что институт выборов - это сакральный институт, ради создания и укрепления которого разворачивались все буржуазно-демократические революции. Всякие там диктатуры, авторитаризмы, советского ли или латино-американского типа всего лишь брали на вооружение одно из главных завоеваний буржуазно-демократических революций - право на выборы.

Если кто забыл, то в Российской империи выборов в широком смысле этого слова не было до 1905 года. Они были дарованы, хотя и в урезанном виде, только после издания манифеста от 17 октября 1905 года. В результате только в 1906 году было избрана первая Государственная Дума, а в империи было положено начало буржуазному парламентаризму.

Стоит ли напоминать, что право на выборы было завоевано ходе первой буржуазно-демократической революции 1905 года. И хотя выборы в Госдуму образца 1906 года были многоступенчатыми, сложными и сословными, это был первый шаг на пути к введению института всеобщих выборов.

Заседание первой Государственной Думы 1906 год. Как и положено, под портретом государя императора

В период либеральной революции в начале 90-х годов ее сторонники восстали против советской системы выборов, во многом справедливо полагая, что выборы в СССР были формализованными и лишь условно-свободными. По сути дела борьба шла за возрождение все того же института буржуазной демократии, но на этот раз уже в полном объеме. При сохранении всеобщего избирательного права к выборам допускались политические партии, поощрялась альтернативность, конкурентность выборного процесса.

Однако выборы в их так сказать “чистом виде” всегда чреваты непредсказуемыми результатами. Поэтому власть в новой России сделала немало для того, чтобы выборы проводились под ее жестким контролем, а к власти приходили лояльные ей политические партии и депутаты. 

Перелом наступил где-то в начале 2000-х годов, когда одна и та же партия убедительно побеждала не только на федеральных, но и региональных и местных выборах. Впервые система стала давать серьезный сбой год назад, во время выборного кризиса в ряде регионов. 

Чужие сюда не ходят...

Понятно, что потеря контроля над выборами - грозит прежде всего потерей власти. При этом некоторые представители власти полагают, что иногда достаточно “одной паршивой овцы”, чтобы испортить все стадо. К выборам на всех уровнях власти в РФ уже давно допускаются исключительно лояльные кандидаты. Бывают исключения, но они до недавнего времени носили редкий характер. Все стало меняться уже на рубеже 2017-2018 гг. До этого власти удавалось держать ситуацию под контролем, хотя от цикла к циклу это делать было все сложнее.

Вот почему мы считаем, что политический кризис еще не наступил, но начался. Просто потому, что протест будет нарастать, а вместе с ним будут предприниматься попытки через выборы сменить власть. Разумеется, власть будет всячески стараться этого не допустить. Поэтому настоящий политический кризис разразиться в тот момент, когда большинство поймет, что у него уже нет возможности воспользоваться институтом выборов.