Ну что вы к выборам хорошо подготовились? Да, неплохо

Всего на дополнительных выборах в округе № 2 было выдвинуто восемь кандидатов в депутаты. Среди смельчаков значились самовыдвиженцы - Роман Антонов, Татьяна Ерохина и Михаил Мурыгин

Политические партии выставили большее количество кандидатов:  Максим Бабур (Коммунистическая партия Коммунисты России), Виктор Черваков (КПРФ), Илья Чугунов (Справедливая Россия), Антон Касаткин (ЛДПР) и Вера Афанасьева (Яблоко). Все выдвиженцы от партий прошли регистрацию. 

Таким образом (если не считать снятого с регистрации Михаила Мурыгина), конкурс на один депутатский мандат не так уж и велик - всего семь человек на одно депутато-место. 

Однако даже на этих маленьких (всего один округ) выборах выяснилось, кого власть опасается больше всего, даже если речь идет всего об  одном мандате. Самым ужасным выглядит навальновец Михаил Мурыгин - его даже отказались регистрировать. Полагаем, что единственным поводом для отказа стала его принадлежность к сторонникам Алексея Навального. Вторым по степени ужаса стал кандидат от КПРФ. При этом неважно, кто бы это был ныне зарегистрированный Виктор Черваков или, какой-нибудь Вася Пупкин. Показателем опасения является кандидат-спойлер из альтернативной КПРФ партии Коммунистов России. 

Не прошел фильтр

Кандидаты от Справедливой России и ЛДПР - никакой угрозы для власти не представляют, поэтому они обошлись без спойлера и легко прошли регистрацию. Это понятно, если судить потому, что представители этих политических организаций не только договороспособны и логикопроницаемые в федеральном собрании, но и такие же гуттаперчивые в региональном парламенте.

Есть и кандидат- исключение, которого зовут Вера Афанасьева. Она выдвинута и зарегистрирована от партии Яблоко, партии, которая вот уже много лет, как не представлена в Саратовской области ни в региональном, ни в муниципальном (город Саратов) собрании. 

При всей видимой (показной) угрозе, которую всем своим видом демонстрирует  Вера Афанасьева, на нее кукловоды мало обращают внимания. Вероятно, потому, что электоральные шансы партии, которую она представляет на дополнительных выборах слишком низкие.

Шансы Веры Афанасьевой, вероятно, могли бы стать довольно высокими, если бы она была выдвинута от КПРФ, но компартия так дешево не продается. Кроме того, КПРФ всегда была сильна своей преданности договорам, пусть даже они и шли вразрез  с ее политическими интересами. 

Отдельной строкой, несмотря на желание всячески скрыть ее политический бэкграунд стоит, ныне самовыдвиженец, а в недалеком прошлом самая преданная и верная дочь “Единой России” - Татьяна Ерохина. 

Как убрать этот предательский фон

В областной думе прошлого (пятого) созыва Татьяна Петровна была не только депутатом, но и вице-спикером. У “Единой России” не было еще такого стойкого и пламенного борца. Мало того, Ерохина всем обязана партии. Она прошла в думу по ее спискам, она входила в руководящий состав партии, а в какой-то время стала даже лицом этой партии. Что же случилось на этот раз, почему Ерохина отказалась от выдвижения от партии, а пошла “независимым путем”?

Наблюдатели уже отмечали тот факт, что ЕР сильно подорвала свой авторитет в глазах электората не только в масштабах Саратовской области, но и в масштабах всей России. Виной тому стала не только пресловутая пенсионная реформа, которую поддержало большинство депутатов-членов ЕР, как в центре, так и на местах. Эта реформа уронила авторитет партии уже в последнюю очередь, стала, так сказать, последней каплей, переполнившей  терпение электората. Отрицательный рейтинг ЕР ковался долго в стенах федерального парламента, когда эта организация подобно бешеному принтеру штамповала один непопулярный закон за другим, даже не отдавая себе отчета в том, что такие законы не только антинародные, но и наносят непоправимый вред безопасности Родины, особенно ее экономическому благополучию. Например, чего стоит только одно повышение НДС с 18 до 20 процентов.

А, быть может, они голосовали против?

Однако, как нам кажется, страхи Ерохиной, точнее тех, кто одобрил ее кандидатуру по поводу принадлежности к ЕР, были слишком преувеличены. Дело в том, что дополнительные выборы в Саратовской области тем и отличаются от основных, что на них, как правило, победу одерживает кандидат, всецело поддержанный властью. Властью не только в смысле партии большинства, но и всеми другими властными подразделениями, например, тем же облизбиркомом со всеми его комиссиями. 

Дело еще и в том, что электорат, который в последние годы все больше исполнял роль статиста, привык голосовать за партии, а самовыдвиженцы для него были элементом сомнительным. В том смысле, что непонятно, чьи интересы он будет представлять в органах власти. Инерция партийной ориентации еще довольно сильна, а поскольку довыборы это простая формальность и при системе, когда их исход зависит не от числа зарегистрированных, а от числа явившихся на избирательные участки и на этот раз их результаты были бы вполне предсказуемы.

Вас там не ждут. Да что вы?

Если что и может подорвать шансы Ерохиной, так вот именно статус самовыдвиженца.

Противники Ерохиной во всю будут использовать ее принадлежность к партии, которая уронила свой рейтинг, но это будет их главная ошибка. Не знаю, рассчитывал ли на это технологи от ЕР, но инерция - явление серьезное, настолько, что ее трудно будет переломить на дополнительных выборах, явка на которые всегда была низкой. Электорату необходимо время для того, чтобы он успел определиться. Он, конечно же, сделает это на больших выборах, но пока опасений с этой стороны ожидать не следует. 

Избиратель традиционно будет искать в бюллетене партию, за которую он голосовал на последних минувших выборах, а ее там на этот раз не окажется. Так почему же он должен будет отдать предпочтение самовыдвиженцу, о принадлежности которого к “Единой России” не будет сказано ни слова? 

Расклад мест в Саратовской областной думе. Ну и как вы считаете, какого цвета точка появится на этой схеме после довыборов?

Стало быть, кто в традиционном бюллетене был вторым, в новом станет первым, кто был вторым - третьим, и т.д. Полагаем, что нетрудно определить шансы каких политических сил на этот раз могут возрасти. 

Наконец, несколько слов стоит сказать и об иллюзии, которую формируют в умах некоторых кандидатов в депутаты социальные сети. Некоторые полагают, что развитие этих сетей неизбежно ведет к расширению электоральной базы. На самом деле, это далеко не так. И если кандидат, скажем, блогер, аудитория которого может превышать численность аудитории его электората это совсем не значит, что его шансы на победу бесспорны.  В социальных сетях много званных, но мало избранных. Эта максима отражается и на электорате. Кандидата могут активно поддерживать в сетях, но не на избирательных участках. И такую негативную ситуацию можно будет переломить только тогда, когда социальные сети получат возможность прямого волеизъявления, но не раньше.