За санкции кто-то должен ответить

Готовность обеих палат российского парламента ввести жесткие меры воздействия против тех, кто с самозабвением исполняет санкции США на территории России, явление отнюдь не рядовое,  а в некотором смысле - исключительное. При кажущейся на первый взгляд нелогичности этого решения, у него есть и логика и определенная перспектива.

Россия живет под “пятой санкций” США  и их союзников вот уже четвертый год. И все это время инициатива по их нейтрализации или по поиску ответных мер, находилась в руках исполнительной власти. Парламентарием отводилась роль законодательного оформления решений правительства, да принятие разного рода деклараций, осуждающих агрессивную политику Запада против России.

Недавняя инициатива депутатов нижней палаты парламента и ее поддержка коллегами из Совета Федерации, показала, что российский парламент намерен отказаться от отведенной ему роли “принтера”, который молча штампует любые инициативы исполнительной власти.

Как только эта инициатива стала достоянием общественности, оживление в первую очередь, охватило представителей  либеральной части политического спектра. В стане либералов инициативу парламентариев стали подвергать первоначально насмешкам, а затем и жесткой критике. Рассказывали, что антиамериканская риторика со стороны российских парламентариев вызвала гнев Кремля. Якобы из его недр поступило указание “убавить пыл” и не мешать “тонкой игре двух президентов” (имеется в виду Владимир Путин и Дональд Трамп), которую те ведут вопреки козням “мировой закулисы”.

Они должны договориться вопреки козням "мировой закулисы"

И действительно, думцы поубавили пыл, особенно в той части, которая касается ответных санкций, касающихся ограничений на поставку, скажем, в США титана или, напротив - импорта из США в Россию американских лекарств. Мы точно не знаем, перешел ли депутат ГД Петр Толстой на кору дуба и настойку боярышника при недомогании, но тему запрета на поставку лекарств попытались замять. Зато об уголовной ответственности за исполнение санкций США заговорили и в верхней палате парламента. В конечном итоге идея о наказании тех, кто готов от начала и до конца исполнить санкции Запада нашла поддержку и со стороны Совета Федерации.

Будет ли продолжение у этой инициативы? Доведут ли депутаты свою идею до конкретной реализации в виде закона или ограничатся угрозами в адрес российских исполнителей санкций США?

Если представить себе, что завтра обе палаты российского парламента чуть ли не единогласно примут пакет поправок в закон об уголовной ответственности против тех “операторов сотовой связи, банков и крупных сетевых компаний, которые, например, не работают в Крыму”, а глава государства поставит под этим законом свою подпись, то это может привести не только к посадкам некоторых высокопоставленных господ, но и к… очередному переделу собственности.

И ни одного из системообразующих!

Далеко ходить не надо. Сегодня из 30 крупнейших российских банков в Крыму не работает ни один! У тех российский  банков, который работали на полуострове до того, как он “стал наш” лицензии были отобраны ЦБ РФ. Что касается наших системообразующих банков (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк), то их руководство приняло однозначное решение не работать на территориях, которые подпадают под санкции Запада. В первую очередь это коснулось Крыма.

Например, для того, чтобы “взять под белы рученьки” и отвести “куда надо” нынешнего главу Сбербанка Германа Грефа, достаточно привести его ответ на вопрос немецкой радиостанции WDR 5, о том почему российского Сбербанка нет в российском Крыме? Как известно,  Герман Оскарович заявил: «Потому и нет, что Крым это территория Украины, с точки зрения международного финансового сектора и мы придерживаемся этой позиции. Если говорить упрощенно, то для Сбербанка Крым это не Россия». На уточняющий вопрос ведущего о том, что довольно странно выглядит - российский банк участвует в санкциях против российских граждан, Греф ответил, как отвечает человек, отбивающийся от назойливой мухи: «На эту тему можно долго дискутировать, мне не хотелось бы занимать Ваше и свое время”.

"Для Сбербанка Крым это не Россия»

В случае принятие инициированных думцами поправок в закон, отвечать на эти и другие вопросы придется не только Герману Грефу, но и руководству Альфа-банка, которое, как мы знаем, отказалось сотрудничать с одним из оборонных предприятий РФ только потому, что это предприятие попало под американские санкции. То есть Альфа-банк фактически исполнил санкции США. И не только он один. Как известно, кроме банков в Крыму не работает ни один из тройки крупнейших операторов сотовой связи. Стало быть и руководство наших монополистов - “Билайна”, “Мегафона” и МТС можно будет смело привлекать к ответственности.

Под раздачу может попасть и руководства ЦБ РФ, ведь это именно ЦБ отвечает за то, что отозвал лицензии у банков, работавших в Крыму, создав для них условия для формального ухода с полуострова. И это лишь вершина айсберга. Если копнуть поглубже, то можно найти еще немало “агентов пятой колонны”, которые предпочитают исполнять не российские законы, а американские. Но на самом деле не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Говорят, мы не работаем на оборонку. Это смотря на какую оборонку

В доле так называемых государственных или полугосударственных банков, есть часть, которая уже давно принадлежит так называемым нерезидентам, т.е. это уже давно не совсем российские и не совсем государственные банки. Например,  четверть акций Сбербанка является собственностью зарубежных инвесторов (FB.ru).  Это же касается и ведущих операторов сотовой связи, да и всех компаний, которые  открыли публичный доступ к своим акциям.

Если произойдет их принуждение к отказу от исполнения американских санкций, то это может привести не только к падению стоимости их активов, но и к изоляции. Например, Сбербанк может начать работать в Крыму, но при условии, если он нигде больше работать не сможет. Компании и банки, которые стремились выйти на мировой рынок, в случае введения уголовной ответственности за исполнении санкций США могут с этих самых рынков уйти навсегда. Вероятно, именно это и является одной из причин того, что ряд российских банков “слепо” исполняют санкции Запада.

Предполагаемый передел собственности под угрозой введения уголовной ответственности за исполнение американских санкций вряд ли сработает, хотя бы потому, что  сама идея депутатов, по всей вероятности, будет спущена на тормозах. Если в течение, как минимум, четырех лет, тот же Сбербанк отказывался работать в Крыму, то что может помешать ему продолжать прежнюю политику и дальше? Угроза привлечь, скажем,  Германа Грефа к уголовной ответственности? Или угроза снятия его с поста главы Сбербанка? Но согласится ли Герман Оскарович возглавлять финансовую организацию, которая будет лишена возможности работать где либо еще, кроме России?

Так чего же на самом деле добиваются наши парламентарии, отстаивая идею введения уголовной ответственности против тех, кто исполняет санкции Запада? Быть может, депутаты решили таким образом пропиариться или попытался взять реванш, дав понять исполнительной власти, что они не хотят быть “тварью дрожащей” и тоже право имеют? Это мы узнаем в ближайшее время, когда станет ясно, получит ли идея депутатов поддержку на самом верху или их инициатива так и останется благим пожеланием.