Не прячьтесь, Григорий Алексеевич...


Пора выходить из тени

Звезда 90-х, реформатор, демократ, либерал, просто умничка! По идее он должен был заседать в парламенте наряду с такими аксакалами, как Жириновский и Зюганов. Но «что-то пошло не так». От одного электорального цикла к другому Григорий Явлинский и его партия теряли голоса избирателей, пока наконец не дошли до ручки, т.е. так и не смогли преодолеть установленный законом минимальный процентный барьер.

На первый взгляд может показаться, что на волне стабильности и на фоне «тучных лет» либеральные идеи Явлинского утратили свою актуальность. Избиратель разочаровался в Яблоке, а его многолетний лидер разочаровался в избирателе. Между тем, идеи, которые всегда исповедовал Григорий Явлинский, а это исключительно идеи либерального толка, никуда не делись. Ими продолжают руководствоваться нынешние деятели и в ближайшее время не намерены от них отказываться.

Поэтому, когда Явлинский возвращается, он всего лишь интерпретирует те идеи, которые уже давно стали догмой и которые ничего, кроме угасания Родине не приносят.

Попытки влить в старые мехи новое вино известно чем заканчиваются — пропадают и мехи и вино. Но о комментариях к старым догмам мы расскажем в другой раз, а теперь попытается разгадать одну из самых интригующих загадок Григория Явлинского — причину его возвращения в сферу активной политики. В этом деле нам никак не обойтись без, хотя бы краткого, экскурса в историю.

Не верьте слухам! С Михаилом Сергеевичем мы были вместе всегда

Сегодня уже мало кто помнит, когда имя Явлинского, как звезда, впервые взошло на небосклоне. Да и сам Григорий Алексеевич не очень любит вспоминать о своем первом восхождении. Вероятно, не случайно. Никакого положительного влияния на рейтинг эти воспоминания не окажут.

В декабре 1989 года на великолепном советском круизном лайнере «Максим Горький», близ берегов таинственного острова рыцарей Мальтийского ордена состоялась судьбоносная встреча между президентом США Джорджем Бушем ст. и тогда еще генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Главным итогом встречи близ острова Мальта (получившего официальное название Мальтийского саммита) стали договоренности, согласно которым СССР отказывался от какого-либо вмешательства в дела восточноевропейских стран, соглашался на объединение (причем без какого-то там референдума) Германии, не возражал против уступок сепаратистскому движению Прибалтийских республик. В ответ американский лидер ограничился лишь устной поддержкой проходившей в СССР перестройки...

За этими глобальными процессами капитуляции СССР никто не придал значения, что в том же 1989 году Григорий Явлинский впервые переступил порог здания Совета Министров СССР.

Случайно ли это совпадение? Отнюдь. Именно Явлинскому было поручено разработать программу экономических реформ. Поскольку своих специалистов по разработке именно либеральных (читай разрушительных) реформ в СССР тогда не было, нужен был молодой специалист (еще лучше — группа), который бы мог интерпретировать реформы, разработанные экспертами, начавших обучать наших будущих либералов-рыночников еще в Венской школе экономики с одобрения самого легендарного генсека Юрия Андропова.

Это хорошо, что вы порвали с Григорием, он мне никогда не нравился

Горбачеву в обмен на капитуляцию обещали не только помочь кредитами, но и специалистами-рыночниками. Среди этих специалистов оказался и Григорий Явлинский. Поскольку Горбачева курировали «ребята Буша», а Буш был президентом от республиканской партии, Явлинского с самого начала поддержали именно республиканцы.

Началось продвижение либерально-рыночной программы, которая получила название сначала «400 дней доверия», а потом просто «500 дней».

Особо подчеркнем, что в СССР не только не знали, как проводить рыночные реформы, но не имели специалистов, которые были бы на это способны. Речь шла о специалистах с переформатированными мозгами, которые бы могли думать иначе, чем традиционные экономисты страны советов (Корпорация "Красная звезда" Часть I Корпорация "Красная звезда" II).

Курировать вопросы предстоящих в СССР перемен, должны были «люди Буша ст.». Но вскоре эти люди разочаровались в Горбачеве и начали делать ставку на Ельцина. Косвенно это подтверждает тот факт, что Буш ст. был первым, кому Борис Ельцин позвонил после сделки в Вискулях, когда «под водочку» три товарища упразднили Советский Союз, нарушив тем самым все мыслимые и не мыслимые нормы права.

Что интересно, когда Явлинский-Задорнов планировали молниеносный переход к рыночным реформам в СССР/РСФСР, они провели тщательный анализ опыта других стран, которым пришлось перейти на рельсы рыночной экономики и остановились... На опыте Японии, как наиболее подходящем.

Берите Егора, Борис, он наш человек

Это лишний раз подтверждает тот факт, что наш герой не имел никакого опыта проведения рыночных реформ и должен был руководствоваться «американской матрицей»! Экономическую реформу в Японии проводили специалисты из США в условиях оккупации этой страны американскими войсками. Аграрную реформу проводил экономист Вольф Ладежинский, а финансовую — Джосеф Додж («линия Доджа»*). Набор рецептов был все тот же: подавление инфляции, профицитный бюджет, режим жесткой экономии и т.д.

Группа Явлинского, помимо всего прочего из набора рыночных реформ, предлагала государству привлекать обширные кредиты на внешнем рынке, а также отправлять на Запад специалистов для обучения новым экономическим реалиям. Составители плана не исключали возможности прямого импорта специалистов из-за рубежа.

Программу Явлинского «500 дней» поддержал Горбачев. Одновременно с этой программой группа советского премьера Николая Рыжкова разрабатывает альтернативный проект -- «Основные направления развития». При этом Рыжков ставит перед Горбачевым ультиматум: если его проект не будет принят, он уйдет в отставку. Склонный к компромиссам Горбачев, предлагает объединить программу Явлинского и проект Рыжкова в единую программу Президента СССР. Однако Явлинский с этим не соглашается и подает в отставку. Точнее, как нам кажется, с этим не соглашаются американские кураторы, которые не могут одобрить проект Николая Рыжкова.

От Горбачева Григорий Явлинский (как «переходящее знамя» республиканской партии США) перешел под опеку и покровительство Ельцина.

Но они все равно были вместе...

...Верили в одни и те же догмы, поклонялись одним и тем же идолам...

Явлинский уходит из правительства и создает Центр экономических и политических исследований -- «ЭПИцентр». Здесь, совместно с учеными Гарвардского университета США, но все еще при политической поддержке президента СССР Михаила Горбачева разрабатывают программу интеграции советской экономики в мировую экономическую систему — «Согласие на шанс». Эта программа подверглась жестокой критике, как со стороны левых радикалов, так и со стороны представителей либерального лагеря.

Явлинский был в фаворе, пока курс на переформатирование постсоветского пространства держали в своих руках республиканцы. Но кроме Явлинского в обойме «переформатированных реформаторов» у Запада были такие специалисты, как Гайдар, Чубайс, Кох, Нечаев, Илларионов и целый ряд других «специалистов», которые очень скоро «поднимут Россию на дыбы».

В 1992 году стало ясно, что республиканцы в США уступят натиску демократов. Восходила звезда Билла Клинтона. Вскоре президент Ельцин под надуманным предлогом (якобы Явлинский на предложение Ельцина войти в состав правительства РСФСР, потребовал от последнего пост премьер-министра), отдаляет от себя Григория Алексеевича и делает ставку теперь уже на фаворита демократов — Егора Гайдара.

Придя к власти в США, «команда Клинтона» надолго берет под свое крыло «команду Ельцина». Главной целью демократов в России, стало стремление не допустить «коммунистического реванша». Что, собственно говоря, и было сделано в сентябре-октябре 1993 года. С этого момента Россия окончательно переходит под внешнее управление. Даже короткая пересменка, когда в течение восьми лет в США власть была у республиканцев (Джордж Буш мл.), эта система не подвергалась пересмотру, поскольку США считали себя победителем в холодной войне и установили свою гегемонию по всему миру. Да и в России не давали поводов для пересмотра той системы внешнего управления, которая возникла после государственного переворота, совершенного Ельциным в октябре 1993 года.

Оказавшись без поддержки своих бывших кураторов из «команды Буша» ст., Явлинский активно ищет покровительства со стороны новой администрации Буша мл. Но те, по всей видимости, оказывают ему незначительную поддержку, которая позволяет ему баллотироваться в парламент, но не позволяет претендовать на власть в исполнительных структурах.

Не расстраивайся, чем сможем, тем и поможем

Григорий Явлинский окончательно разочаровывается в своих кураторах в 2008 году, когда истекает второй срок президентства Джорджа Буша мл. и республиканской партии США. В июне 2008 года, на XV съезде «Яблока», Григорий Явлинский отказывается выдвигать свою кандидатуру на пост председателя партии, публично поддержав выдвижение Сергея Митрохина. И хотя Явлинский входит в новый руководящий орган партии — Политический комитет, наблюдатели отметили, что он фактически покинул публичную политику, занявшись преподавательской деятельностью в Высшей школе экономики.

И хотя формально ни Григорий Явлинский, ни Сергей Митрохин, согласно уставным нормам партии, не могут баллотироваться на пост председателя партии, ибо уже занимали его в течение двух сроков, Явлинский сохраняет свое влияние на Яблоко. По крайней мере, его нынешние лидерские позиции в партии накануне выборов в Госдуму, тотально затмили действующего председателя партии Эмили Саблуновой. Даже в федеральной части списка на выборах в Госдуму 2016 года на первом месте стоит Григорий Явлинский и только на втором Саблунова. Вероятно, исключительно только по тому, что она значится председателем партии Яблока.

Каких-то объективных причин для выхода Явлинского из политической тени мы не наблюдаем, если не брать в расчет возможную смену его кураторов в США. Вполне возможно, что Явлинский получил сигнал со стороны республиканцев на то, что «о нем не забыли» и теперь, когда ожидается не только смена президента США, но и смена парадигмы развития, он может пригодится. Но нельзя исключать, что его услышали и демократы, которые порядком разочаровались в своих ставленника в России, потерявших всякий авторитет и влияния и активно ищут им альтернативу.

Последний инструктаж?

Фигура Григория Явлинского — самая подходящая. Раскачивая его на выборах в Госдуму 2016 года, кураторы прицеливаются на дату 2018 года. Подчеркнем, что кандидатура Явлинского может устроить, как республиканцев, так и демократов. Он оппозиционен нынешнему режиму и в то же время не так запятнал себя, как «либералы старой школы», у которых ныне в России не осталось никаких шансов на успех.

Есть и еще один фактор, который позволяет куратором управлять Явлинским, так, как они сочтут нужным (например, в вопросе об аннексии Крыма). Дело в том, что, если верить самому Явлинскому (В гостях у Гордона), то еще в 1996 году он, опасаясь угрозы жизни и здоровью двух своих взрослых сыновей, отправил их в Лондон, где они и проживают до настоящего времени.

Если они переехали на брега Темзы еще в 1996 году, то живут они там — 20 лет! Срок вполне достаточный, чтобы сделать их не только стопроцентными англичанами, но и вполне лояльными по отношению к кураторам их знаменитого отца.


Справка. Линия Доджа. Додж разработал проект сбалансированного и бездефицитного госбюджета Японии, предполагавший резкое, сразу на 62 процента, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческие банковские кредиты и замораживание зарплаты. По приказу американского командования японскому правительству пришлось провести комплексную "шоковую терапию": бюджетную, кредитную, и валютную. Программа была разработана и введена в действие в апреле 1949 г. Джозефом Доджем. Он же составил госбюджет (по принципу сбалансированности расходов по всей системе счетов), принятых парламентом Японии без единой поправки. Все имеющиеся обязательства правительство должно было погасить в течение года, а новые - не брать. Ценовые субсидии сокращались на 30%, импортные - отменялись. Иеновая выручка от продажи американских товарных поставок должна была концентрироваться в "эквивалентном фонде" - на специальном счете бюджета. Вводился твердый курс иены по отношению к доллару, и все валютные средства должны были собираться на едином валютном счете.