С экрана дураскопа (так сегодня стало модно называть телевизор) исчез наш милый премьер. Складывается такое впечатление, что ему не то, что нечего сказать, а появляться страшно. Сам дураскоп работает непрерывно, тщательно выдавая желаемое за действительное. Молчат и правоохранительные органы, которым уже давно пора провести проверку по исполнению руководство ЦБ РФ своих конституционных обязанностей (регулирование национальной денежно единицы), а также внимательно присмотреться к некоторым телеведущим, которые уже не стесняются разжигать расовую, межнациональную и даже межконфессиональную рознь.
Опять-таки складывается такое впечатление, что управление страной если и не парализовано, но продолжается по инерции. Словно ничего не случилось, ничего не происходит. Дураскоп успокаивает нас сказками на ночь, в то время, как слова пропагандистов все больше расходятся с реальным положением дел в стране. И все это на фоне тотальной безответственности.
Кризис — это итог того образа жизни, поведения, модели, которые существовали до наступление проблем. Если система была устойчивой, то при приближения кризиса она, конечно, может пострадать, но если у нее есть запас прочности, то, понеся некоторые потери, она преодолеет кризис и выйдет из него обновленной. Это как человек с сильной иммунной системой. Если она ослаблена, то кризис может привести к гибели.
Итогом политики, которую проводило правительство РФ и стал кризис. При этом правительство никак не может понять, что только за последний год-два многое изменилось и надо теперь жить по-другому. По-другому же это правительство жить не умеет, не приспособлено. Но вот ведь в чем проблема: никто это правительство не собирается менять! Раз так, то оно и будет действовать по тем же лекалам, что и до кризиса. Вместо разработки антикризисных мер, это правительство предпочитает откупиться от кризиса, за счет тех средств, которые были накоплены в «тучные годы», в годы, когда цена на черное золото позволяла обрастать жирком, ничего не делая для создания «подушки безопасности».
Надо сразу отметить, что этому правительству в очередной раз «повезло с народом». Бедный у нас народ. И живем мы бедно. Говорят, что от кризиса в первую очередь пострадают столичные регионы — Москва и Санкт-Петербург. До кризиса это были самые импортнозависимые субъекты. Для импорта нужны доллары, а они теперь уходят в счет погашения кредита. Пострадают и города-спутники обеих столиц — Калуга, Тверь, Ярославль, Нижний Новгород. В этих городах ради обслуживания столиц по перевалке импорта, создавались крупные логистические центры. При сокращении импорта придут в упадок и они.
Для столичных жителей сокращение импорта — просто беда. Это их может сильно расстроить, а, может быть, и настроить.
В депрессивных регионах, особенно в тех, где нет или почти нет природных ресурсов, или эти ресурсы ничего или почти ничего не приносят бюджетам таких регионов, экономика уже вступила в фазу паралича. Повторю: все еще длится по инерции, но скоро прекратиться и она. В первую очередь упадет спрос. За ним последует спад даже того производства, которое имелось в некоторых регионах. Спад отразиться на деловой активности, а она на поступлении денежных средств в бюджеты территорий. Велика вероятность того, что бюджетных ресурсов не хватит для исполнения в регионах социальных обязательств. И тогда вслед за другими «плакальщиками» регионы выстроятся в очередь ко все той же бюджетной кубышке, которая при таком положении вещей очень быстро иссякнет.
Кстати, эксперты предрекают, что регионам, где прошли выборы губернаторов по новому закону, окажутся более жизнеспособными, чем те, где таких выборов не было. Так что, полагаю, что губернатору Саратовской области Валерию Радаеву еще придется пожалеть о том, что он так и не осмелился пойти на выборы в сентябре 2014 года.
Будем надеяться, что до бунтов дело не дойдет, но если все же дойдет, то остановить их сможет не только спешное удовлетворение чаяний масс, но и авторитет лидера. Полагаю, что с этим легко справятся такие губернаторы, как Тулеев и Савченко, но не Радаев и, скажем, Бочкарев.
Но вернемся к правительству. Глава минфина, глава МЭР в лице Силуанова и Улюкаева постоянно выступают с противоречивыми заявлениями. Их шеф — Дмитрий Медведев, вообще не выступает, что весьма странно для главы правительства в такое непростое время.
Например, Улюкаев говорит о росте экономики в 1,6% и тут же говорит, что из страны «утечет» не менее 90 млрд долларов. Как будет происходит рост при таком тотальном бегстве капитала.
Говорят, что капитал вывозят нерезиденты, как накануне дефолта 1998 года они вывозили то, что «заработали» на пресловутых ГКО и КНО. Их понять можно, РФ оказалось такой страной мира, где сегодня, при такой политике правительства и ЦБ, можно было срубить солидный куш, но ходят слухи о том, что небывалую активность развернули и так называемые резиденты. Куда же они уводят свои капиталы, не уж-то прямо в лапы западных банкиров, которые только и ждут момента, чтобы объявить все вывезенные резидентами из РФ капиталы «грязными деньгами» и заморозить их «до лучших времен»?
Напомню нашим читателям, что правительству ее величества королевы Великобритании только стоило намекнуть особенно «недобросовестным спекулянтам», что оно введет ограничение на вывоз капитала, как те перестали издеваться над фунтом. Напомню, что правительство далекой Индонезии, после того, как в Юго-Восточной Азии разразился кризис, просто ввело запрет на вывоз капитала и паника немедленно прекратилась.
Наш ЦБ, напротив, решил еще помочь «недобросовестным спекулянтам», проведя масштабную интервенцию, которая привела лишь к тому, что доллар и евро в очередной раз обновили исторический максимум.
А пока суть да дело эти несчастные Улюкаев и Силуанов, при угрюмом молчании Медведева, продолжают делиться своими грезами. Вот скоро нефть стабилизируется, вот скоро падение рубля замедлится, вот скоро все само собой образуется и тогда... И тогда наступит период, который предшествовал падению рубля, цене на нефть, инфляции, девальвации, истечет год, отведенный на антисанкции и их отменят, в страну снова хлынут нефтедоллары и мы заживем, как прежде...
А раз так, то правительство, по мнению экспертов, явно предпочло уйти в оборону, заняв консервативную позицию, вместо того чтобы действовать на опережение и проводить реформы. Похоже, оно, как в 2008-2009 гг., надеется на резервы в суверенных фондах, но если кризис продлится дольше одного-двух лет, что вероятно, то возможности «откупиться» от него уже не будет.
Что тогда? Если нет плана действий сейчас, что будет, когда даже по сусекам ничего не удастся наскрести?
А пока минэкономразвития вместо того, чтобы предложить план выхода из кризиса выдает один прогноз мрачнее другого. Бедных станет больше, зарплаты и пенсии будут заморожены, упадет спрос. Опустеют гипермаркеты и центры, торгующие бытовой техникой. «Легкую панику» переживают и банки. Россияне принялись скупать валюту, а это неизбежно привело к еще большей девальвации рубля...
Ну вот, кто мне может объяснить, как понять правительство, которое молча наблюдает, как россияне поголовно превратились в менял? Когда прекратилась всякая деловая активность, кроме активности, связанной с покупкой-продажей валюты? А главное для чего, с какой целью был активизирован этот процесс, чтобы добить национальную экономику или ради чего-то еще?
Конечно, население не удержать от того, что оно считает для себя выгодным. Растут доллар и евро — будем их скупать, полагаясь, что так можно выиграть на разнице курсов, но ведь это никак не стимулирует экономику Родины. Напротив, ведет к ее деградации!
Спросите у этого правительства, в чем причины кризиса? И вы услышите традиционный ответ: падение цен на нефть и ожидание сохранения санкций на весь 2015 год. Закрытость внешних рынков капитала для большинства российских компаний и банков, а также неприятный термин для инвестиций — неопределенность и неуверенность. При этом еще в сентябре МЭР считало, что падение цен на нефть — временное, а санкции отменят в середине будущего года...
Что делать? Ждать! И, по возможности, откупаться от кризиса, путем раздербанивания валютных резервов, фондов и прочих больших и малых кубышек. Ждать, когда цены на нефть пойдут в вверх, когда «наши западные партнеры», глядя на мучения переставших быть дорогими россиян, отменят санкции. Ждать, когда западные банки снова услужливо откроют перед нашими заемщиками свои двери и будут просить вовремя осуществлять реструктуризацию долга, не обращая внимание на тело кредита. Ждать, когда «медленным шагом, тихим зигзагом» произойдет (желательно само собой) импортозамещение, а откуда не возьмись появятся (лучше валютные) инвестиции и новые производственные мощности. Ждать, ничего не меняя. Только сдается мне, что подобного рода ожидания, направлены не на возврат к сладкому докризисному вчера, а к совершенно непредсказуемому и очень опасному для судьбы страны завтра.