Студент Алексей ЛосевВ своих воспоминаниях выдающийся русский ученый филолог и философ Алексей Федорович Лосев рассказал, как он сдавал вступительный экзамен в Московский университет. Дело было в начале XX века. Разумеется, экзамен проходил по классической схеме. Вытягивался билет, отводилось время на подготовку, а затем, абитуриент представал пред лицом экзаменационной комиссии. В комиссию входили светила науки. Профессора, приват-доценты, живые классики.

Начнем с того, что экзамен Алексею Лосеву надо было сдавать по древнегреческому языку и классической латыни. Ему попался билет по теме «Иллиада» Гомера. Едва молодой человек стал рассказывать об этом замечательном произведении мировой литературы, как экзаменатор попросил его рассказать наизусть отрывок, в котором Гомер перечисляет корабли, подошедшие к Трое! Декламировать, как вы уже догадались, надо было на языке оригинала. Молодой Алексей начал смело читать отрывок поэмы на языке Гомера. Через некоторое время экзаменатор прервал его и попросил продолжить чтение поэмы... на латыни. Талантливый юноша справился и с этим заданием...

Корабли у берегов ТроиКонечно, это было давно, конечно, тогда учили не так, как сейчас. Несомненным стал лишь многолетний тренд: уровень образования в России падал от десятилетия к десятилетию. Первоначально незаметно, потом все явственнее, а в последние 10-20 лет и вовсе скатился к «двойками» и «колам»...

Что же произошло, когда и как начался регресс в образовании? Пожалуй, без краткого экскурса в историю нам не обойтись.

4 октября 1957 года с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. Полет спутника увидел весь мир. Излучаемый им сигнал ловил любой радиолюбитель в любой точке земного шара. Это событие положило начало Космической эре. Оно вызвало небывалый резонанс в мире и нанесло сокрушительный удар по престижу США. Запуск первого американского искусственного спутника Земли состоялся лишь 1 февраля 1958 года, да и то со второй попытки. В США долго ломали голову над тем, как советам удалось опередить Америку, кто запустил в космос спутник? И ответ на этот вопрос вскоре появился. Оказывается, первый искусственный спутник Земли был запущен простым советским учителем.

Он бы никогда не собрал спутник, если бы ему пришлось сдавать ЕГЭТе овеянные славой времена навсегда ушли в прошлое. Сегодня учитель не запускает спутники в космос, а тщательно рассчитывает собственную зарплату, часто путая ее стимулирующую и базовую части...

После того, как русские стали ликовать по поводу своего космического прорыва, в США была создана специальная комиссия Конгресса. Лучшие умы в очередной раз пытались проникнуть в тайну русской души, надеясь понять, как это нищей России удалось первой покорить космос. Вывод был однозначен: советская система образования на голову, а то и на две превосходит американскую. Именно в советской школе закладываются основы, благодаря которым неустанно куется оборонный щит Родины, в небо поднимаются баллистические ракеты, а русские совсем скоро смогут высадить первый десант не только на Луну, но и на Марс.

Американцы стали копировать советскую систему образования. Но вскоре выяснилось: чтобы быть образованным, надо быть русским. И янкесы пошли другим путем: стали завозить к себе лучшие мозги, благо, они летели на доллары, как мотыльки на пламя свечи.

Конгресс США обсуждает реформу образования в странеВ начале XXI века ситуация стала меняться кардинальным образом. Теперь уже не американцы заимствуют русскую систему образования, а российские чиновники тянут в страну отсталую и тупую систему образования США. Чего стоит с виду демократическая, а на самом деле абсолютно дебильная, система тестирования, квинтэссенцией которой стал пресловутый ЕГЭ! Тесты придумали специально для американских школьников, которые не умеют ни читать, ни писать. Учитель зачитывает им вопросы тестов, а они лишь ставят галочки напротив верных ответов. Есть среди них и такие, которые даже галочки ставить не умеют.

Но это еще не все. В современную российскую школу нагло проникает пресловутая американская политкорректность. Она призвана искоренить дух состязательности, лидерства, проявления способностей, дух смекалки и находчивости, т.е. всего того, чем была сильна наша школа. Даун и отличник равноправны в учебном процессе, поэтому отличник должен подтянуться до уровня дауна.

Конечно знает! Без этого реформа образования теряет всякий смыслВ руки российских учителей попадают так называемые «методические пособия», в которых излагаются мысли чудовищные. Например, братьев и сестер (близнецов или двойняшек) рекомендуется разводить по разным классам или группам. Ребят с задатками лидерства нельзя держать в одном классе, иначе они будут состязаться между собой. Непослушных и своевольных надо изолировать, воспитывая одиночеством и т. д.

Когда и кем были написаны эти «методические пособия»? Стремительный развал советской школы начался, примерно, в 1992–1993 годах. Из школ уходили лучшие из лучших, потому что на зарплату, да еще в условиях инфляции, прожить было невозможно. А тем, что остались, было не до «методических пособий». Нищенскую зарплату задерживали на месяц, а то и больше. Учителя шли подрабатывать, чаще не по специальности. Отцы-реформаторы цинично заявляли, что в условиях либеральных реформ  выжить может только сильнейший. Если считать с указанной нами выше даты, то школьный учитель деградировал в течение 10–20 лет.

А в Саратовской области все даже лучше, чем хорошо!В условиях нищеты не до брошюр и методических пособий. Стало быть, писали их другие. Писали их за счет иностранных грантов, которые щедро раздавали разного рода фонды с единственной целью — уничтожить советско-российское образование раз и навсегда. Еще часть методических пособий за те же гранты переводились с иностранных языков на русский. Сегодня школьный учитель надежно обеспечен «добротной литературой», «методическими пособиями», с помощью которых он сам, своими руками добил все самое лучшее, что еще есть в нашем образовании. Что же теперь удивляться появлению на свет такого, мягко говоря недоделанного продукта новой системы образования, как современный выпускник школы,  к тому же не умеющий разговаривать на родном языке.

Уже сегодня выпускники школ не умеют  ни писать, ни читать. Они не знают географии, истории, биологии, а математика для них это вообще предмет инопланетный.

О былом величие нашего образования сегодня свидетельствует только форма...Что касается русского языка, то он в течение минувших лет стал предметом тотального надругательства, но не со стороны учителей и учеников, а со стороны государства и его представителей. Именно они стали примером отношения к родному языку. Стоит ли удивляться тому, что сегодня встретить человека способного говорить на нормальном русском языке столь же сложно, как и встретить на улице снежного человека.

Но вот, наконец, стены школы покинул ее продукт -- выпускник. Получив очередное послабление по ЕГЭ, он нацелился на поступление в вуз. А в вузе, оказывается, можно учиться за деньги, т.е. даже не умея ни читать, ни писать.

Раньше за двойку было стыдно, а теперь диплом можно купить и не мучиться Плати и за тебя и почитают и напишут. Ведь сегодня нигде в мире нет такого широкого (емкого) рынка услуг тех, кто за тебя не только готов ЕГЭ сдать, но и докторскую написать, разумеется, не более, чем за три недели.

Нечего говорить, что такие образованцы не смогут ни защитить, ни обустроить свою страну. Они ее просто проедят или продадут за доллары, евро или юани. Такова генеральная цель реформы образования.

Но деградировать учитель стал лишь в последние 10–20 лет, а закат лучшего в мире образования начался еще во времена СССР, когда тлетворное влияние запада распространилось от тайги до британских морей.

Увы, сегодня такое явление большая редкостьВ мире существуют три системы, по которым строится образовательный процесс. Первая делает ставку на лучшего ученика, вторая — на среднего, третья — на худшего. В США и в Западной Европе старались делать ставку на лучшего, на элиту. Результатом такого подхода стала массовая дебилизация вместо образования. Только узкий слой элиты прорывался из этой системы.

В 50–60-х да и отчасти в 70-х годах прошлого века в СССР ставку делали на среднего. В указанные годы отстающие ученики оставались на второй год, а в аттестатах, не говоря уже о школьных журналах и экзаменах, ставились двойки. Приблизительно в 80-х годах прошлого века в советской школе был осуществлен переход к системе худшего. Начался процесс падения престижа школьного учителя и образования в целом.

Зачем? Зачем была придумана эта идиотская система? Стали ли после ее введения лучше учить русскому языку, математике, истории...В первом случае не все могут дотянуться до элиты, даже средним ученикам это дается с трудом, поэтому такая система не предполагает всеобщего среднего (в прямом смысле) образования. Во втором случае, средние могут дорасти и до элиты, а отсталые — выбиться в середняки. Наконец, в третьем случае, отсталые не выбиваются в средние, зато средние приближаются к отсталым. Что уже говорить об элите.

Ставка на отсталого, когда учитель, вопреки здравому смыслу, тянул двоечников хотя бы к «тройке», породила не только липовые аттестаты, натянутые («нарисованные») отметки, но и вывела страшную формулу — чем больше учишься, тем меньше получаешь.

Может быть, лучше было бы пересмотреть вот эту шкалу?На заре борьбы с неграмотностью, еще до революции, вместо слова «Образование» на первом месте стояло слово «Просвещение», даже министерство называлось министерством просвещения. Сегодня безраздельно господствует понятие образование. У человека спрашивают: образован ли он, или какое у него образование: среднее или высшее? А между тем, сегодня уже пора вести речь именно о просвещении, ибо только у нас могли перефразировать выражение ученье — свет, а неученых — тьма.

Сегодня образовательно-просвещенческая база тех, кто учился в 50-е, 60-е, даже в 70–80-е годы на порядок выше, чем у тех, кто учился в 90-е и кто успел окончить школу или вуз в 2000-х годах. Вы скажете: «Была другая система, другая страна…» Да, это было так. Но был и другой учитель. «Как же другой? — возразит скептик. — Вон, сегодня в школах полно учителей советской эпохи, т.е. пенсионного и предпенсионного возраста. Что же, они, в советские времена учили хорошо, а сегодня стали учить плохо?» На самом деле, не то и не другое. Хороший учитель не может плохо учить. Но учить он должен в своей системе координат, когда во главу угла поставлена задача не только научить читать и писать, но и научить учиться.

Нынешний учитель лишен такой системы координат. Кто смутно, а кто все более отчетливо начинает сознавать: сегодня их же руками предлагают удушить все лучшее в образовании, заменив его суррогатом образования.

Этот вопрос так до сих пор и не снят...В советские времена он готовил ученых и инженеров, космонавтов и мореплавателей, врачей и военных, покорителей целины и Северного полюса, летчиков и моряков. Сегодня у него не осталось даже ориентиров. Если он скажет своим ученикам, что они будут покорять космические просторы, строить фантастические города, бороздить водный и воздушный океаны, его просто поднимут на смех. У него нет тех целей, к которым он вел своих учеников, когда еще живой была великая страна. И это потеря первой точки координат.

В той стране (которую мы не идеализируем вовсе) он был поставлен за учительскую кафедру исключительно для того, чтобы учить и воспитывать будущее поколение советских людей. Он призван был думать только об этом. Сегодня ему постоянно внушают, что в первую очередь он должен думать о деньгах! При этом ему предложено самому рассчитать себе зарплату, используя совершенно чуждые, откровенно идиотские критерии! Это называется "инновационным типом образования", а также "повышением конкурентоспособности в данной сфере". То есть советская школа была не инновационной и неконкурентоспособной, а спутник запустили совершенно случайно: хотели продать, да не получилось. Пришлось запускать...

Не дотянули...Если вспомнить, что львиная доля «инноваций» пришли к нам из-за бугра, то понятно для чего они пришли. А пришли они для того, чтобы превратить нашу школу, наше образование из конкурентоспособного в неконкурентоспособное, чтобы наши ученики были похожи на американских, чтобы политкорректность выжгла из школьной среды здоровый дух состязательности, дружбы, взаимовыручки, смекалки и находчивости. Чтобы навсегда разучить наших детей учиться, принимать самостоятельные решения, любить свою страну и гордиться ее историей.

Конечно, сейчас очень модно винить во всем «наших западных партнеров». Дескать, это они «внедрили», «протолкнули», «профинансировали», «навязали», «подорвали» и «загубили».

А вот в 50-е годы в США, как мы уже отмечали, скопировали советскую систему образования не потому, что их «восточные партнеры» им что-то навязали, а потому, что та система оказалась эффективной.

Надо понять, что советская (а сегодня российская) школа всегда была самым тесным образом связана с государством, без позволения государства ни один учебник не мог появиться в школах, ни одна антинаучная ересь не могла овладеть юными умами без разрешения государства.

То ли ЕГЭ слишком сложен, то ли ученики нынче обленились, но в нашем образовании уже давно, что-то не так...Когда представители этого государства махнули на школу рукой, явно полагая, что в ближайшее время России образование не понадобиться, сюда и пришли «наши западные партнеры». Но пришли они не «портить наше образование», не переписывать, накрывшись одеялом учебники истории. Они пришли сюда, чтобы зарабатывать деньги! И наше государство позволило им делать это. Западный «филантроп-грантодатель» вкладывал в России доллар, а в виде компенсации от госдепа получал обратно 2 или 3 доллара минимум. Ведь те же «наши американские партнеры» хорошо помнили тот страх, который пережили их отцы и деды, когда услышали в эфире «Пи-пи-пи...». Нет, никто не «запикивал» великий русский мат. Это были позывные первого в мире русского искусственного спутника Земли.

Страх «наших западных партнеров» передался на генном уровне. Они хорошо запомнили, пока в Советской России такое образование — русские непобедимы.

И с укором смотрят нам в след те, кто когда-то учился в лучшей школе мира...Когда-то советский учитель запустил в космос спутник. Теперь учитель доживает свои последние годы. Через десять, максимум пятнадцать лет, этот тип учителя вымрет, как вымерли легендарные мамонты. Ему не будет кому передать свои знания и опыт, тем более, что передавать их надо в другую систему координат, на другую шкалу ценностей, где на первом месте стоят деньги, а потом знания.

ЕГЭ-ГЭ-Хали-гали