Первым звонком, прозвучавшим по поводу недовольства Валерием Сараевым, стало публичное обвинение его со стороны губернатора Валерия Радаева в отсутствии системы (Когда система не работает).
В самом деле, у всех предшественников Сараева она была, а у него ее не оказалось. Терпеливо, как бегемот, строивший городки в мультфильме "Ну-погоди!", создавал свою систему Юрий Аксененко. Ее даже иногда называли "режимом Аксененко". Стремительно, порой дерзко, совершая немало ошибок, свою систему сумел выстроить и ныне покойный бывший глава города Олег Грищенко. Почему же у Сараева ничего не получается?
Отсутствие системного подхода к решению целого ряда городских проблем у Сараева можно было объяснить тем, что он еще не получил достаточного опыта, как руководитель такого сложного полиса, как Саратов. Дескать, Валерию Николаевичу надо поработать еще годик-другой и все наладится. Однако, как нам кажется, не наладится ни через годик, ни через другой.
В статье Сараев - это катастрофа, мы привели три направления, в которых Сараев не только не самостоятелен, но которые он толком не понимает. Среди этих направлений были кадровый вопрос, бюджетный процесс, создание деловой среды.
Овладеть этими направлениями способен человек самостоятельный, который умеет различать хозяйственную деятельность от политической. Беда в том, что Сараев не только лицо не самостоятельное, но и лицо, которое слабо разбирается в политике. Между тем, как это кому-то не покажется парадоксальным, глава города - это прежде всего политик, а не твердолобый хозяйственник. Политик в том смысле, что он способен понимать, создавать и проводить в жизнь стратегический план на подведомственной ему территории.
Это значит, что не он должен бегать и проверять толщину укладки асфальта или калибр щебня, а его профильные заместители, т.е. те самые твердолобые хозяйственники, которые должны претворять в жизнь стратегический план своего шефа на, так сказать, тактическом уровне.
Что очень важно, так это то, что даже у Аксененко, не говоря уже о Грищенко было это понимание стратегии. Сараев к такому пониманию даже и не приблизился.
Что такое эта стратегия? Во-первых, это не только умение и способность подбора кадров, но и их мотивация. В этом направлении у Сараева сплошные провалы. К тому же не он подбирает себе кадры и даже не губернатор. Поставкой кадров для Сараева занимается его руководитель аппарата Ирина Арутюнова. Они подбираются исключительно по принципу лояльности. Не профессионализма и компетентности, а именно лояльности. Прежде всего к самой Арутюновой, ну а затем, поскольку постольку и к Сараеву.
На словах лояльные, а на деле алчные и беспринципные, они зависимы от руководителя аппарата, а не от главы города. Гнев главы города может закончиться для них незамедлительным увольнением, хотя Сараев узнает о таком увольнении в последнюю очередь.
При таком подходе к подбору кадров у главы города нет и не может быть своей команды. Руководители подразделений, живущие под постоянной угрозой увольнения, никогда не обретут командного духа. Чиновники продолжают роптать на своего главу и особенно недовольны руководителем его аппарата. Нечего говорить о том, что без команды невозможно выстроить хоть какое-то подобие системы.
Во-вторых, это способность высшего руководителя планировать бюджетный процесс, привлекать деньги в городскую экономику и грамотно ими распоряжаться.
Известно, что Саратову всегда не хватало средств. Чтобы их "выбить" предшественники Сараева шли на поклон к губернатору, а если этот поклон оказывался неэффективным начинали прямое давление на главу региона. С губернаторами "за деньги" воевали и Аксененко, и Грищенко. Войны были тяжелыми и затяжными.
Сараев таких войн не ведет потому, что и в бюджетном вопросе он далеко не самостоятелен. О том, как распределять бюджет, на что его тратить, какие направления считать приоритетными решает губернатор Валерий Радаев. Сараеву в этом вопросе отведена роль исполнителя разного рода проектов, задумок и идей. Разумеется, он публично не восстает против губернатора, хотя бы по вопросам приоритета. Отсюда и критика губернатором главы города за шары, лавки, альпийские горки, оленей и косуль на городских развязках.
Поскольку основным приоритетом сегодня является строительство дорог, то на этом направлении и сосредоточена вся деятельность градоначальника. Приоритет этот связан с тем, что Саратов попал под программу "Безопасные дороги", на реализацию которой были выделены федеральные деньги. Все остальное - не приоритетно. Например, ливневые стоки, дренаж, системы водоканала и т.д.
К приоритетам привязан и весь бюджет Саратова. Мало того, глава города не может им самостоятельно распоряжаться, не говоря уже о планировании. Недавно городу пришлось взять в долг около 1 млрд рублей, поскольку все те же приоритеты истощили и без того скудную городскую казну.
Дело в том, что полностью зависимый от главы региона мэр не в состоянии сопротивляться. Ни разу Сараев не выступил против губернатора, даже в тех вопросах, которые относятся к интересам города. Такая позиция мэра не способствует формированию вокруг него команды единомышленников, которые, объединившись вокруг главы, могли бы отстаивать сугубо городские приоритеты. Это значит, что у Сараева нет опоры. Ее нет ни в среде чиновничества, ни в среде СМИ, ни в среде бизнеса, представители которого хорошо понимают, что договариваться надо не с Сараевым, а с Радаевым.
Поскольку у Сараева нет своей стратегии, позиции и команды - он очень уязвим перед критикой. И если такая критика получит отмашку для СМИ, будьте уверены - Сараева разорвут в клочья.
Кто-то может сказать, ну это же хорошо, что между городской и региональной властью нет конфликта, что мэр и губернатор работают, как одна команда, разумеется, на благо горожан. И мы здесь не считаем, что движущей силой прогресса должна стать перманентная война между губернатором и мэром. Но речь идет о системе, которую надо отстроить, независимо от того, с какой сегодня ноги встал Валерий Васильевич, а ее выстроить может только самостоятельно мыслящий руководитель. Если этого не случится, то город очень быстро потеряет даже те элементы субъектности, которые у него есть и превратиться в один из департаментов правительства области.
Дело еще и в том, что грядут выборы. А мэры всегда отвечали за мобилизацию административного ресурса, ведь Саратов - это чуть ли не половина всех избирателей области. Мобилизация здесь возможна только при наличии команды и сильного лидера, при условии, когда самому процессу помогает круговая порука. А это часть системы, которой, как мы знаем нет…
В последнее время Валерий Сараев сильно приуныл. Он совсем перестал мелькать в СМИ, его редко показывают рядом с губернатором, наконец, он попал в двадцатку худших мэров. Иными словами, созданы все условия для того, чтобы расстаться с ним, как с руководителем, который так и не смог создать системы. Но вы теперь, надеюсь, понимаете почему.