Если бы не эти обязательства перед “западными партнерами”, то День Великой Октябрьской социалистической революции мог бы стать фундаментальной основой, на которой могло бы начаться наше подлинное возрождение.
Сейчас трудно сказать, сколько сил и средств было потрачено для того, чтобы “развенчать” героику Октября, его всемирное значение, но если судить по тому, с каким остервенением официальные власти стирали память об этом Дне, то легко можно предположить - затраты на формирование национальной памяти были колоссальными.
В СССР Октябрь - был точкой отсчета. Формально или нет, но все, что происходило до Октября - было направлено на его подготовку. И хотя этот догмат противоречит принципам историзма, вновь возникшие государственные системы всегда базируются на краеугольных датах - датах возникновения или если угодно - генезиса.
Каким бы противоречивым не был путь, пройденный СССР после Октября - он имел и смысл и назначение. У советских людей была - цель. Сейчас не столь важно, была ли она утопической или базировалась на тогдашних достижениях позитивистской науки.
Поэтому, когда некие дилетанты начинают рассуждать о том, что этот путь был изначально обречен на провал, они рассуждают на основе уже имеющихся фактов. Это похоже на то, как учитель истории в школе пишет на доске предпосылки и причины революции уже после того, как революция состоялась. До тех пор, пока событие не произошло у него нет ни предпосылок, ни причин.
Исходя из этого парадокса, следует признать: советский проект не был утопичен до тех пор, пока его не сделали таким.
Кто всерьез занимался историей Советского Союза, кто старался быть максимально объективным и не полагался на однажды установленные догмы, тот прекрасно понимает, что утопичность не предопределена.
Примером может служить практика развития событий после Октябрьского переворота. Кратко напомним суть тех событий.
Большевики считали себя самыми правоверными последователями учения Карла Маркса, а это учение утверждало, что новая (исторически назревшая) формация способна победить исключительно во всемирном масштабе. Если для этого нет условий, то ни о какой победе новой формации - в нашем случае торжества коммунизма - быть не может.
Большевики ждали, когда их поддержит весь мир, когда революция, начатая в России, станет мировой. В ожидании такой революции они строго следовали доктрине Маркса, отрекаясь от атрибутов старого мира от армии, полиции, денег, государства, как машины насилия и подавления. Но уже очень скоро стало ясно: мировой революции не будет. Скажите, этот вывод был предопределен? Разумеется, нет. Точно также, как не был предопределен и вывод о том, что в отдельной стране невозможно построить новое общество. Пусть не коммунистическое, но социальное, доказавшее на практике, что забота о человеке - это не фарисейство, которому сегодня поклоняются нынешние российские власти, а достижимая реальность.
Далее, мы с вами подойдем к самому сложному, к тому, что не понимают в сути Октября даже те, кто изучал его историю в нормальной советской школе и в советском вузе. А именно, мы расскажем о том, что Октябрь показал, что историю можно менять, а не слепо следовать обстоятельствам.
Да, большевики (первым был Ленин) осознали, что мировой революции не будет, точно также, как не будет и Земшарной республики. Они понимали, что Россия - это не развитый Запад, что в ней нет условий даже для развитого капитализма, что уже говорить о социализме.
И в этот момент на арену исторического действия выходит тот, кого сегодня без преувеличения можно назвать величайшим политтехнологом XX века. Это - Ленин. Он исходит из парадокса теории и практики. Нет условий, тогда мы их создаем. Некоторые полагают, что создавались эти условия исключительно насилием. Но это не так. В практике истории СССР насилия порой было избыточно много, но невозможно построить то общество, которое было, и которое знало, что такое радость, мечта, счастье, труд, любовь - только насилием.
Опыт Октября это опыт колоссальной, невероятной игры с историей. Игры не в поддавки, а едва ли не на равных. Здесь, конечно, большое значение имел глобальный фактор, ведь СССР стал первым в мире по-настоящему глобальным проектом. Он был глобален уже потому, что именно на территории СССР удалось объединить огромное количество народов, культур и объединить их не насилием и принуждением, а верой в мечту, великой идеей и великой целью.
Уникальность этого проекта показала, что примерно так может жить все человечество. Контуры такого будущего хорошо описали лучшие советские фантасты - Ефремов, Беляев, Сахаров, Стругацкие, Мартынов, Булычов и многие другие. СССР, как первый в мире глобальный проект оказался великим примером обустройства жизни на принципах, о которых все человечество долго мечтало и верило.
Существует интересная версия реализации советского глобального проекта. Дескать, это и был пример Второго Пришествия. Это была попытка построить то самое ожидаемое, вожделенное Царствие Небесное. Разумеется, что Советский Союз был далек от того Царствия, но он к нему стремился. И как знать, если бы в толще масс, в их неизмеримой глубине не было осознания того, что им выпала уникальная роль проложить путь к тому самому Царствию Небесному, у нас не вышло даже того, что удалось создать. Пусть не достичь его, а только обозначить пути. Но этого в жестких рамках, когда есть те, кто понимает, как трудно быть богом, было уже много, слишком много.
Отказаться от такого замечательного опыта, от такой великой, величайшей истории - это путь к деградации, архаике, гибели. Собственно говоря, нас туда и ведут. Мы вымираем без мечты, без веры, без победы, без цели.
Октябрь сегодня нуждается не только в новом осмыслении, он нуждается в иной интерпретации. Не в той антисоветской, антикоммунистической, с помощью которой шельмовали великий исторический опыт. Он нуждается в интерпретации на основе тех процессов, которые сегодня разворачиваются в мире, а их разворот таков, что мир ждет нового Октября. Только теперь такой Октябрь должен стать не миссией русского народа и коренных народов России, а миссией всего человечества. Русскому же народу должно быть легче, чем другим. Он уже был первопроходцем. Он знает, что будущее может быть светлым и радостным, что человек - не тупиковая ветвь цивилизации, а ее единственная надежда.