В далеком от нас сегодня 1995 году в выходившем тогда издании “Саратовский репортер” была опубликована статья под названием “Саратовская область неизлечимо больна… коррупцией и казнокрадством. Требуется хирургическое вмешательство” с подзаголовком: Деньги территориального фонда обязательного медицинского страхования расстаскиваются на цели, далекие от медицины. Кто и на какие средства теперь будет лечить саратовских налогоплательщиков”.  С тех пор, господа, прошло 25 лет! Но перечитывая статью из “Саратовского репортера” не устаешь удивляться тому, как мало что изменилось. Мы решили перепечатать эту статью без особых комментариев. Пусть читатели сами делают выводы

Бывший директор ТФОМС Андрей Саухин. Лицо, особо приближенное к губернатору Саратовской области Валерию Радаеву. Ныне находится в зоне политического небытия

“Вам приходилось лежать в больнице? Иметь дело с поликлиникой? Как правило, этой участи не избегнет никто. Ну и? Довольны вы, когда в стационар требуют нести свои лекарства, в поликлинике нет нужного диагностического оборудования и т.д, и т.п?

Все в один голос кричат о нищите отечественной медицины. Позволю себе сделать крамольное заявление: никакая наша медицина не нищая. Она, скорее, напоминает человека среднего достатка, отобранного до нитки разбойниками с большой дороги. Вот об этих разбойниках и пойдет речь. 

Я постараюсь с фактами в руках, основываясь на документах, показать: куда и как уплывают бешеные деньги, напрямую предназначенные на излечение налогоплательщиков России от различных недугов.

С декабря 2018 года Евгений Петькин занимает место Андрея Саухина в качестве и.о. директора ТФОМС Саратовской области. Но уже в июне 2019 года неожиданно увольняется по собственному желанию

Практически у каждого сегодня имеется на руках голубенькая бумажка, именуемая страховым медицинским полисом. Без этой бумажки в любом учреждении здравоохранения на вас посмотрят не как на человека, а как на пустое место... Для многих загадка: кто платит за то, чтобы, предъявив этот полис, вы имели бы право на медобслуживание. Вкратце поясню. Любая организация (бюджетная, коммерческая (за студентов, детей, безработных, и т.д. платит государство) перечисляет определенный процент своих средств в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Этот Фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Одна из его задач - “достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования” .

Фонд, в свою очередь, накопив на своих счетах миллиарды. рублей (за 1994 год, например, этих миллиардов было 58) обязан заключить договора со всеми имеющими лицензию страховыми медицинскими организациями (далее - страховщики), которые, в свою очередь заключают договора с медучреждениями и оплачивают их счета за лечение любого гражданина, Но для того, чтобы счета больниц и поликлиник оплатить, страховщик должен получить деньги из Фонда. Тут и начинается “фиг вам". 

Нынешний Директор ТФОМС Саратовской области Сергей Заречнев.

Цитирую заявление прокурору Саратовской области Николаю Макарову (от 15.03. 1995 г.), подписанное крупнейшими страховщиками: “В Саратовской области насчитывается 12 страховых медицинских организаций, имеющих лицензию... Между тем,  ни одна из них к деятельности по ОМС (обязательному медицинскому страхованию) не допущена. Обязательное медицинское страхование осуществляется филиалами и представительствами Фонда... Фонд всячески препятствует страховым медицинским организациям в заключении договоров страхования...”

Короче говоря, у Фонда есть прямой интерес оставить за собой монопольное право распоряжаться десятками миллиардов. Подачку страховщикам недавно бросили в виде средств на ведение дела (5% от положенной суммы). А чтобы особо не заносились, вопреки действующим типовым правилам ОМС (гл.4) в Саратовской  области (постановлением областной администрации от 21.04.94 № 172 п. 4.2.) была установлена процедура аккредитации страховщиков. Нечто вроде дополнительной лицензии (`Хочу-разрешу, хочу - нет, уж как попросишь!").

А вот эта информация уже в наши дни оказалась абсолютно незамеченной!

Неискушенный читатель скажет: ну и правильно этот Фонд “задвинул” страховщиков - не нужна эта прослойка, пусть деньги напрямую идут от Фонда в больницы.

Но, во-первых, тут нарушен закон (плох он или хорош) , а во-вторых, исполнительный директор Фонда С.В. Бурдавицин создал другую, свою уже, коммерческую прослойку. Одно из  самых интересных заведений  этой прослойки - ТОО “Центр развития медицинского страхования” (директор - А. Л. Лебедь, зам директора С.А. Чикунов) имеющее  около 40 представительств или филиалов по области с численностью персонала более 600 человек. 

Интересно данное ТОО тем, что  денежки, которые выделяются  с единственной прямой законной целью - на лекарства и лечение больных - крутятся стараниями начальников  совсем в других сферах. А в каких - об этом свидетельствуют два акта проверок этого ТОО (от 29.09. 94 г. и от 30.03. 95 г.) проведенных контрольно-ревизионным управлением МФ РФ по Саратовской области. Вот несколько любопытных цитат из этих актов:

Откуда взялись эти долги? Как они возникли? Кто понесет ответственность за кредиторку?

“В 1994 г. ТОО "Центром развития медицинского страхования” от Фонда получено 9 млрд 509 млн рублей*. В 1994 г. по счетам лечебно-профилактических учреждений Саратовской области перечислено 3 млрд 395 млн рублей. ...В коммерческих целях использовано 3 млрд. 601 млн рублей..."

“При проверке целевого использования поступивших от Фонда средств, обнаружены следующие выплаты не связанные напрямую с обеспечением  договорной  деятельностью  с Фондом: ТОО ПКЦ “Славянка”... на аренду 150 млн рублей;  АООТ «“Совинтеравтосервис” (Москва) было перечислено 170 млн рублей... на оборудование для авторемонта; ТОО ПБК" перечислено 23 млн 999 тыс. рублей... на строительство гаражей.”

Примеров много. Общая сумма денег, израсходованная “радетелями” о народном здоровье не туда, куда надо, составила более шести с половиной миллиардов рублей (если точно, то 5 млрд. 543 млн  999 тыс. руб.).

Статья двадцатипятилетней давности...

Могут возразить, что согласно Положению,  утвержденному постановлением ВС РФ от 24.02.1993 г.) “временно свободные средства Фонд,  в целях защиты от инфляции, может использовать для размещения  банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Но, позвольте,  это какие же такие “временно свободные” средства нашлись у г-на Бурдовицина и компании, когда в больницах нет лекарств, наркоза, нормального питания и оборудования? И даже постельные принадлежности больные приносят с собой.

Оно, конечно, лучше давать кредиты на запчасти и гаражи. Выгодно, да и себя не обидишь.

Учреждения, типа вышеупомянутого ТОО “Центр развития медицинского страхования”, в учредителях которых раньше состоял, но формально вышел, почему-то не забрав вложенный учредительный взнос г-н Бурдавицин, “сделали”, как можно представить, большие деньги. Чего не скажешь о страховщиках, которые в письме (№72-6 от 8.06.95 г.) на имя Александра Харитонова и Владимира Головачева заявили: “Незаконные действия Фонда приводят к разорению страховых медицинских организаций, которые были созданы специально для проведения ОМС и которым, в соответствии с законом, запрещена другая деятельность. На создание и содержание этих страховых организаций учредителями затрачены сотни миллионов рублей". Таким образом, закон об обязательном медицинском страховании в области не выполняется...

Куда обращаться, если вам отказывают в помощи

Отсутствует контроль за деятельностью Фонда со стороны заместителя главы администрации области Чурикова В.М., на которого возложены эти обязанности постановлением главы администрации области №276 от 27.06.1994 г.”

Приведу еще ряд цитат из представления прокурора Саратовской области Н.И. Макарова главе администрации Саратовской области Ю.В.Белых (№7-12-95 от 26. 04. 95 г.):  “Установленная законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ” система взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования в области нарушена вследствие неправомерных действий Фонда. Фактически Фонд взял на себя обязанности страховщика, исключив из этого вида деятельности новые медицинские компании... 30. 07. 94 г. Фонд заключил договор-поручение №5 с ТОО “Центр развития медицинского страхования” на организацию обязательного медицинского страхования. Указанный договор по форме и содержанию не соответствует типовому договору о финансировании обязательного медицинского страхования. Указанное товарищество даже не имеет лицензии страховой медицинской организации”.

В связи с ковидом саратовские больницы не ведут прием больных. Эти господа молчат

Далее уважаемый прокурор области информирует главу администрации “Из акта ревизии, проведенной в Фонде в марте текущего года усматривается, что средства исполнительным директором Фонда в значительной мере продолжают расходоваться на ненадлежащие цели. Факты отвлечения средств Фонда по распоряжениям администрации прекращены, однако беспроцентные кредиты, выданные Фондом на короткие сроки в 1993-1994 гг. до сих пор не погашены. Так ассоциации “Росс” был предоставлен кредит 250 млн.руб. в декабре 1993 г, Из них до настоящего времени погашены только 20 млн.руб. Данный пример не единичен...”

Просьбы прокурора к главе администрации, среди прочих включали следующее: "п. 4. Рассмотреть акт ревизии от 30. 03. 95 г. и решить вопрос о возможности дальнейшего пребывания на занимаемой должности исполнительного директора Фонда Бурдавицина С.В. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению”.

И какова реакция главы?

Почему саратовский губернатор такое допустил? Как это стало возможным?

Теоретически (если б законы соблюдались) глава поднадзорен прокурору. И прокурор главу (теоретически) может (когда-то, за что-то) подвести "под статью". Реальность же такова, что более чем через месяц - 31.05.95 г. - прокурор вновь обращается к главе (письмо №7-16-95):  “26.04.95 г.  ваш адрес внесено  представление о нарушениях законодательства об обязательном медицинском страховании граждан РФ. До настоящего времени прокурору ответ на это представление не поступил, мер по устранению нарушения законности  в деятельности Фонда не принято”.

На обращение прокурора вместо губернатор отвечает первый заместитель главы администрации Л.Е. Ващенков (письмо № 120-14-06 (2639 от 02.06. 95 г.). “Администрация области рассмотрело ваше представление… выявлены серьезные нарушения  в целевом использовании  средств страховой медицины. Распоряжением администрации области  от 31 мая 1995 г.  № 338-р, подписанному почему-то тем же г-ном Ващенковым, определены меры, устраняющие имеющиеся недостатки:   “1. Указать исполнительному директору Фонда С.В.Бурдавицину на недостатки… Принять меры по усилению контроля за расходованием средств Фонда..." 2. Администрациям городов и районов области не допускать нецелевое использование средств Фонда..." и т.п.

Так было в 1995, так осталось и в 2020 году...

Короче говоря, по-отечески пожурили... А так называемые “недостатки”, коим несть числа, мы видим по акту ревизии (от 30. 03.95 г.), проведенной РУ МФ РФ по Саратовской области (акт подписан зам начальника отдела КРУ Н.Н. Абальмасовым): “На основании просьбы главы администрации Октябрьского района Фонд дал разрешение на использование средств, выделенных на закупку медицинского оборудования за рубежом (ФРГ) в сумме 116 миллионов рублей на лечение главного врача Яковлева Е.Н. в ФРГ в счет задолженности ТОО "Касар"... При встречной проверке в Фонде было установлено, что указанная сумма в отчете проходит по статье “Прочие расходы",

По моим сведениям, РУОП возбудило уголовное дело по факту столь дорогостоящего лечения главврача за рубежом.

Еще более интересный “недостаток”  обнаружен в горбольнице №1 Балаково. Там нуждающиеся работники больницы (где, как и везде, сплошная нехватка медикаментов и оборудования) придумали пустить средства обязательного медстрахования (согласно вышеприведенному акту) в сумме более 163 миллионов рублей на приобретение жилья. Деньги выдавались в виде беспроцентного кредита аж до начала следующего тысячелетия.

Что изменилось с тех пор?

“Недостаток”, обнаруженный в Центральной районной больнице Балашова, заключается в том, что, опять же за счет средств Фонда, среднемесячная зарплата с сентября по декабрь 1994 г.  у главного врача оставила 785,4 тысяч рублей, у замглавврача  - 670 тысяч, у главбуха - 659 тыс. рублей.

Тоже самое и в Ершовской ЦРБ, где аппарату управления (12 человек) выплачивается за  счет средств обязательного медстрахования 100 процентов надбавки к основному окладу. Зато простые граждане из собственных скудных средств вынуждены нести в эти больницы дорогостоящие лекарств:

Приведем выдержки из акта  документальной проверки соблюдения Фондом налогового законодательства за 1993 год (от 05.04. 94). Акт подписан главным налоговым инспектором  ГНИ по Саратовской области  П.П. Зинченко и прочими лицами: “Беспроцентное кредитование  госпредприятий, коммерческих структур произведено на 2 млрд 324 млн 200 тыс. рублей… Беспроцентное кредитование предприятий и коммерческих структур осуществлялось Фондом без наличия лицензии, в нарушение ст. 2 Закона РФ о банках и банковской деятельности в РФ” по распоряжениям администрации области”.

Вот как-то так и живут...Зададимся вопросом: на каком основании администрация, возглавляемая г-ном Белых. присвоила себе право распоряжаться деньгами, предназначенными на лекарства, медоборудование, лечение больных? Да просто на правах сильного - Закон тут и не ночевал”. |

Вот, например, распоряжением администрации области от 01.12.93 г. №1149-р на следующий же день, 2 декабря, платежным поручением №469 на счет ассоциации “Росс” перечислен кредит, предназначенный на “изготовление медицинского оборудования, на нужды лечебно-профилактических учреждений Саратовской ‘бласти: Ассоциация ”Росс” в полном размере использует данный кредит в коммерческих целях на закупку товаров в сумме 208 млн.руб., а также размещает средства на депозитных счетах в сумме 42 млн. руб”. Возглавляет “Росс”, столь любимый г-ном Белых, бывший 1-й секретарь горкома КПСС товарищ Слепов В.Н. Кредит, предоставленный опять же распоряжением обладминистрации (№1121-р от 23.11.93г.) ТОО “Траст-М” ‘на “закупку медицинского детского питания и медицинского оборудования” размером в 100 млн.руб., используется фирмой на погашение ранее полученного кредита (64 млн.руб.) для хоздеятельности и на закупку медикаментов (36 млн.руб.), реализованных с коммерческой целью в аптеках.

Сума сойти можно

Далеко не бедный “Экономбанк” на основании постановления обладминистрации  № 331 от 05.11.93 г. получает из средств Фонда 1 миллиард 100 миллионов рублей. К сожалению, в пределах одной статьи нет возможности привести все примеры злоупотреблений людей, дорвавшихся до права распределять на собственное усмотрение (и не без собственной, надо полагать, выгоды) десятки миллиардов рублей, прямо предназначенных на наше лечение.

Почему, несмотря на доказанные вопиющие факты правонарушений, на представление прокурора области главе администрации, столь непотопляем исполнительный директор  Фонда г-н Бурдовицин, чей родной брат является, между`прочим, замначальника управления ФСБ по Саратовской области.  Да, вот, видимо, потому... Можно только догадываться, сколько экономического и политического компромата есть у начальства госбезопасности на тех, от кого зависит "снять" ( и не просто “снять”) г-на Бурдавицина со товарищи.

Можно только догадываться, “сколько генералитета из криминалитета" вертится вокруг этих бешеных миллиардов. А то, что криминал контролирует все и вся и принимает важные решения - общеизвестно. 

Так что удивляться нищете нашей медицины наивно. Кажется, мне удалось показать, как “раздевают” ее респектабельные (и не очень) разбойники. Прокомментировать сложившуюся ситуацию работники областной прокуратуры, занимающиеся этой проблемой, отказались, сославшись на то, что проверка деятельности Фонда еще не завершена. Остаётся ждать, кто в этой историй поставит последнюю точку. 

“Саратовский репортер” № 11(11) 4 сентября 1995 года

___________________________

* Все суммы указаны в неденоминированных рублях. В 1997-1998 гг. в России прошла денежная реформа, в ходе которой с 1 января 1998 года производился обмен денежных знаков с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовали 1000 старых (образца 1993 и 1995 годов). Часто именуется как «Денежная реформа 1998 года» по году начала официального обмена денежных знаков. Фактически же реформа проводилась в 1996—1998 годах. В конце 1996 года была объявлена необходимость деноминации денежных знаков, в течение 1997 года начали вводить в обращение новые банкноты

Справка BN: Газета “Саратовский репортер” была основана летом 1995 года. Это было первое в Саратовской области издание, учредителями которого стали физические лица: Сергей Почечуев, Петр Красильников и Алексей Хействер. Издание выходило еженедельно в формате А3, в один цвет, четыре полосы, что отвечало типографским технологиям середины 90-х годов. “Саратовский репортер” выходил в некоторыми перерывами с 1995 по 1997 год.  Издание было закрыто после того, как в адрес его учредителей судебные иски о защите чести, достоинства и деловой репутации подали три высших должностных лица Саратовской области: губернатор Дмитрий Аяцков, вице-губернатор Вячеслав Володин и зампред правительства Владимир Марон

По оценке независимых экспертов “Саратовский репортер” стал революционным по тем временам изданием. Не считая острых (запретных) тем, которые поднимались на страницах газеты, она формировалась таким образом, что на четырех полосах формата А3 около 50% места занимали иллюстрации. Несмотря на то, что газета перестала выходить в свет с 1997 года, она была закрыта по решению суда только в начале 2000-х годов. Бренд “Саратовского репортера” приобрел известный саратовский журналист Сергей Михайлов, который периодически выпускает газету и сегодня.