От «материкового» СССР, т.е. от того, который был повсюду — в малых городах, в поселках, в ныне заброшенных деревнях, в покинутых пионерских лагерях, в санаториях, пансионатах и домах отдыха, в когда-то бывших центральной усадьбой колхозах-миллионерах, от прежних цехов-заводов почти ничего не осталось. Уже есть места, где трава, деревья, кустарники укрыли следы былого величия. Об одном из таких мест я и намерен рассказать в этом фоторепортаже.

Путь к скульптурам Атлантиды начинается с дороги. Правда, дорогой она была недавно, теперь это уже -- тропа. Скоро эти плиты окончательно уйдут под землю, покроются толстым слоем травы, унося с собой топот детских ног,  неподражаемый звук женских каблучков, мягкую поступь ног, обутых в легендарные советские кеды с эмблемой мяча по бокам.

Тропа в потерянный мир

Между тем, эта тропа ведет нас к одной из замечательных скульптур Атлантиды. Она символизирует собой не только особую свободу жителей советской цивилизации, но и их стремление к будущему. Она изображает полет. Время оказалось безжалостной к этой скульптуре. На снимке хорошо видно, что тогдашние изваяния имели внутри деревянный каркас, который затем покрывался особой гипсовой смесью. Очень прочной и при минимальном уходе готовой простоять много десятилетий. Эти памятники жили вместе с людьми. Когда отсюда ушли люди, пришли в негодность и памятники.

Скульптура "Полет"

Человек той цивилизации -- это человек, устремленный в будущее. Это будущее просматривается уже в самой фигуре. Нет, это не греко-римская классика и не скульптура эпохи Ренессанса. В ней нет особого упора на рельефность, она цельна сама по себе. Это то, каким должен быть самый простой советский человек. Каждый советский человек! Для  того, чтобы он таким стал, были созданы все необходимые условия.

Этот атлант родом из СССР

Кто-то может сказать, что в этой скульптуре нет ничего особенного. Такие фигуры лепили ученики художественных училищ. Не буду спорить. Для меня не это важно, а важно то, что сегодня такие скульптуры не ставят. Наверное, стесняются. Чего стесняемся, господа?

А вот этот же атлант, но посмотрите, как быстро его догоняет чертополох. Он идет ему на смену. И очень скоро заменит его на постаменте.

Статуя и чертополох: кто кого

Если вы какое-то время проведете среди скульптур Атлантиды, то вы вскоре заметите, что  они словно оживают, в них как будто возвращается энергия множества людей, которые когда-то проходили мимо них, смеялись и веселились рядом с ними. А когда в неожиданном ракурсе перед вами встанет та же фигура, вы можете увидеть даже то, как открывается портал в иной мир. Вот посмотрите ниже.

Никаких постановочных съемок. Просто снято с телефона

Не менее эффекты и прекрасны скульптуры женщины той эпохи. В них, разумеется, вы не найдете элементов классики, как она нам представлена в музеях мира. Это не Венера Милосская, и не Афродита Кипрская. Это молодая женщина из советской Атлантиды. В ней гармонично все, но главное -- эта фигура идеально подходит для рождения здорового потомства. Как бы сегодня не издевались бездарные потомки, но им очень далеко до этого идеала.

Время и вандалы лишили ее прежнего изящества, но не изменили сути

Те скульптуры делались с настоящих натурщиц.

Время или вандалы уже не столь важно...

А эта она же на фоне развалин. Печальная картина...

Погружение эпохи в пучину забвения связано не только с скульптурой. На дно уходят и предметы. В этих зарослях уже с трудом можно обнаружить крепкую советскую кровать.

Прошло не более полувека...

А вот еще один предмет теперь уже  из столовой

В этих условиях очень хорошо сохранился памятник Владимиру Ильичу Ленину. Он почти цел и хорошо выглядит. Ильич словно прячется в кустах, словно ожидает в засаде, наблюдая за тем, что сегодня происходит в мире, где снова бал правит несправедливость, унижение и тоска. Он смотрит как бы из инфернального мира. Его пожирают заросли, как будто это происходит на какой-то другой планете, где остались следы цивилизации, но самой цивилизации уже давно нет

Верной ли дорогой пошли вы, товарищи?

С этой точки вождя мирового пролетариата почти не видно, зато он видит все

Здесь сохранилась даже остановка, но, увы, к ней уже вряд ли когда-либо приедет автобус. Он уже не привезет сюда ребятню, не доставит взрослых, он вообще уже сюда просто не доедет. Однако эта остановка такая прочная, что она до сих пор не развалилась, под ее навесом  по-прежнему стоит лавочка, а под самой крышей все еще можно укрыться от непогоды. Но расписания уже нет. Автобусы здесь не останавливаются, ибо не приезжают.

Остановка по требованию...

Здесь есть и памятник великому русскому ученому. Но нет никакой таблички, которая бы рассказывала о том, чем знаменит этот ученый. Если вдруг здесь окажутся наши дети, то они вряд ли назовут имя этого человека. Автору с большим трудом, опираясь на визуальную память и знания, полученные еще в советской школе, удалось определить этот памятник, как памятник лауреату Нобелевской премии по медицине физиологу Ивану Петровичу Павлову.

Так в современной России чтят память своих нобелевских лауреатов

А эта скульптура вообще поразительная. Она изображает мать и дитя. Она как никогда актуальна, даже несмотря на то, что лицо матери какое-то странное. Оно вовсе не идеализирована неизвестным скульптором, зато оно выражает опасения перед угрозами нового века.

Перед грозами нового века

Или вот еще женщина с снопом за спиной. 

Вид сзади

Вид спереди

Как мы и начали этот репортаж, так и завершим его с дороги. Дорога, которая ведет в страну забвения. Кому-то покажется, что все эти скульптуры, названные автором громко "Скульптурами Атлантиды", не имеют никакой художественной ценности, что эти "поделки" "эпохи совка" являются элементами тогдашнего тоталитарного строя и слава богу, что они ушли в прошлое, которое автор по наивности своей сравнивает с Атлантидой. Я даже и не буду спорить по поводу художественной ценности скульптур. Но я буде отстаивать свое мнение по поводу того, что это не просто памятники, которые украшали прошлый быт и отдых советских людей, это лицо эпохи. Сейчас они выглядят жалко, потому, что оказались никому не нужными. Не мною же замечено, что памятники живут только с людьми. Без людей они разрушаются и умирают.

Скажу еще, что, став однажды олицетворением прошлой эпохи,  они уходят вместе с ней, подтверждая простую истину: древние города и цивилизации погружаются под слой времени только тогда, когда не остается уже людей, которые наполняли эти города и цивилизации жизнью...

Дорога к пересохшему фонтану