После публикации материала об открытии памятника Ивану Грозному в Орле (Царь и Великий Князь) посетители сайта проявили немалый интерес к теме «русской власти», о которой автор публикации сообщил в своей статье. Посетители интересуются тем, что же «изобрел» Иван Васильевич за что его так жутко ненавидят либералы-русофобы, а официальная власть чурается, как прокаженного. Идя на встречу пожеланиям читателей, мы намерены рассказать о таком феномене, как «русская власть»

Да, на этом памятнике нет скульптуры Ивана Грозного, зато сам этот памятник стоит на приципах, заложенных Иваном Васильевичем

После того, как не стало Советского Союза вместе с ним в эпоху забвения ушли и его бесчисленные атрибуты. Не только государственные, но и партийно-идеологические символы. Например, в начальственных кабинетах портреты Маркса и Ленина стали заменять портретами самодержцев-реформаторов. Самым популярным был портрет Петра Великого. Неувядающий образ Петра Алексеевича висел, к примеру, в кабинете бывшего премьер-министра, ныне покойного Виктора Черномырдины. Между тем, если бы наши реформаторы, преобразователи, да и просто патриотические чиновники хотя бы немного знали свою родную историю, а также то, кому они обязаны самим существованием русского государства, то им бы стоило не портрет Петра I вывешивать и даже не портрет симпатичного некоторым государя Александра III, а Ивана Васильевича Грозного. Именно этот правитель обосновал, создал и завещал потомкам идею нашей государственности, т.е. того, что немногие объективные историки сегодня называют идеей «русской власти».

В самом деле, историки делят периоды русской цивилизации на Московский, Петербургский и Советский. В течение смены этих периодов менялось много, от костюмов до наименования должностей и званий чиновников, но нечто оставалось неизменным. Это «нечто» не менялось ни в Московский, ни в Петербургский, ни даже в Советский периоды. Кстати, попытка смены этого «нечто» уже в новейший период, закончилась провалом.

В нашей истории есть что-то такое, что представляет собой своеобразное ядро всего нашего мира, и пока оно существует, будет существовать и «русская цивилизация». Именно это что-то и есть -- «русская власть». Автор этих заметок не причисляет себя к первооткрывателям данного понятия, но склонный к постоянному изучению и осмыслению истории, автор считает, что данный феномен — не вымысел, а та самая реальность, которая позволяет нам сохранять себя и свою страну.

Из учебников истории мы помним, что период XV-XVI вв. был временем формирования так называемых централизованных государств. Где-то чуть раньше, где-то позже, но, как сказали бы сегодня, этот тренд был характерен для большинства государств Европы и не только Европы.

Вехи истории

На уроках истории нам рассказывали о том, как формировалось русское централизованное государство от Ивана Калиты и до Ивана Грозного, как создавались его символы, атрибуты и институты. Как шло собирание русских земель и почему именно московские князья стали в авангарде формирования централизованного государства. Переходя к периоду правления Ивана Грозного, нам рассказывали о зверствах этого самодержца, его садизме и жестокости, попутно объяснив, что это были «издержки» непростого периода формирования централизованного государства.

Рассказав о присоединении к Московскому княжеству Астраханского и Казанского ханств, а также о, разумеется, кровавом покорении Великого Новгорода, не забыв и о покорении Сибири, наш преподаватель на этом и заканчивал рассказ о сложном периоде кристаллизации русского государства.

Борис Годунов. Слабый царь -- смутное время

Иван IV Грозный запоминался нам, как кровавый тиран. При этом самый продвинутый учитель истории мог акцентировать наше внимание на том, что в царствовании Ивана было два периода. В первом периоде он выступает, как реформатор, собравший вокруг себя «избранную раду» из умнейших людей своего времени, и начавший глубокие преобразования, а во втором он уже деспот и тиран, который так увлекся душегубством, что замордовал и своих врагов, и своих вчерашних соратников, с которыми начинал великие реформы.

Главное же оставалось за кадром, а именно: как формировалась эта власть, что характеризовало ту внутреннюю борьбу, которая красной нитью проходит через ранние периоды кристаллизации русской власти.

Ритмы русской истории отличались колебаниями, когда укрепление власти монарха приводило к укреплению державы и, напротив, усиление боярской вольницы — ослабляло государство.

Впервые попытка возвеличить князя над боярством на Руси была предпринята еще в XII веке при Андрее Юрьевиче Боголюбском. Возникшее при нем Владимиро-Суздальское княжество было самым могущественным государственным образованием на Северо-востоке Руси. Именно оно, впоследствии стало ядром современного Российского государства.

Андрей Юрьевич был тем славен, что стремился боярскую вольницу подчинить своему влиянию. Благодаря укреплению княжеской власти Владимиро-Суздальское княжество достигло небывалого расцвета. Однако бояре недолго терпели своеволие князя и вскоре против Андрея Боголюбского возник заговор, в результате которого он был убит.

Екатерина Великая. Возвышение империи

Вскоре после убийства князя Андрея началась борьба за его наследство. Борьба была длительной и в конечном итоге привела Русь к состоянию феодальной раздробленности. В таком ослабленном состоянии она стала легкой добычей татаро-монгольских завоевателей.

Татаро-монголы, по всей вероятности, хорошо знали особенность русских традиций и охотно манипулировали наиболее знатными князьями и боярами. Например, тверской князь Михаил был в одно время самым сильным властителем на Руси при монголах, а Тверь во много раз превосходила по богатству и развитию соседнюю Москву. Но в Орде Михаилу ярлык на правление не дали, а самого князя уморили. Ярлык же достался менее сильному и менее достойному московскому князю Ивану. Он жестоко подавил восстание в Твери, после чего этот город уже не мог состязаться с Москвой.

В какой-то мере татаро-монгольская администрация использовала систему сдержек и противовесов, когда с одной стороны она не позволяла усиливаться отдельному князю, но, с другой, не допускала и укрепления боярской власти.

По-настоящему власть великого князя начала укрепляться только после освобождения Руси от татаро-монгольской зависимости.

Активней всего самодержавную власть стал укреплять Иван III. При нем не только продолжился процесс «собирания земель вокруг Москвы», но и усилилась борьба с сепаратизмом удельных князей. Именно при Иване III произошло значительное укрепление монархических принципов правления, а боярской вольнице, прежде всего в лице удельных князей, был нанесен чувствительный удар.

Слабый царь -- распад державы

И хотя к началу правления Ивана IV Грозного Российское государство уже было централизованным, боярская вольница была еще очень сильна. Бояре воспользовались слабостью юного царя Ивана и попытались укрепить свою власть. Началась длительная и жестокая борьба между боярской олигархией и монархом.

Те, кто не знает истории России или сознательно пытается ее исказить, часто рассказывают об Иване IV, как о кровавом тиране. Но стоит только сравнить «дела и дни» европейских монархов, как становится понятным, кто, на самом деле, «жаждал крови». Так, например, современница Ивана IV Елизавета I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила еще 89 тысяч своих подданных. Правда, в отличие от Ивана Васильевича Елизавета Генриховна не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно. Убиенных в «Синодики» не записывала, денег на помин души в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели.

В целом же, если сравнивать с Европой того времени, то опричнина унесла за 6 лет около 5 тысяч жизней, одна Варфоломеевская ночь — 30 тысяч; в Священной Римской империи — Карл V казнил десятки тысяч; в Англии Генрих VIII — тоже вел счет казненных десятками тысяч. Испанская инквизиция приговорила к смертной казни всех (всех!) жителей Нидерландов. В ходе подавления восстаний в Нидерландах Филиппом II (1556—1598) за два года было казнено более ста тысяч человек. Но это тиранством и душегубством не считается.

Сильный лидер -- сверхдержава

О кровавых делах опричников написаны целые тома, сняты километры кинофильмов, написаны десятки, сотни статей. Сама идея опричнины оболгана, извращена, облечена в обертку исторической неправды, обросла мифами и даже сказками.

Спросите сегодня у любого россиянина, откуда есть пошла сама идея российской государственности. В лучшем случае он вам расскажет о брачном союзе Ивана III с дочерью византийского императора Софьей Палеолог и получением из Константинополя того самого двуглавого державного орла, который впервые появляется на печати великого князя московского Ивана III. Это в лучшем случае. Но вряд ли, кто скажет вам, что автором русской государственности не как идеи, а на практике был Иван Грозный, а опричнина в его создании сыграла выдающуюся роль.

Для понимания сути проблемы, кратко остановимся на том, как сформировалась та система русской власти, которая, хотя и в слегка искаженном виде, существует в России и поныне.

Для создания сильного централизованного государства Ивану IV нужны были служилые люди. Им за службу надо было платить, тем более, что служба эта должна была быть постоянной. В те времена (XVI век, как ни как!) главной валютой была земля.

Но так повелось на Руси, что лучшие земли находились в вотчинном владении знати, которая, пользуясь этим самым вотчинным правом, могла и не служить государю и государству, ведь не «царь и великий князь» даровал им эту землю, а получена она была от отцов — вотчина!

Вотчинная знать и составила главную оппозицию царю Ивану IV. Это были типичные олигархи XVI века, которые отличались своеволием и царя считали «первым среди равных».

Между тем, если не создать централизованное государство, хорошо обученную и боеготовную армию, то такому государству суждено было не долго существовать. По крайней мере, эпоха монгольского нашествия наглядно это показала. Кстати, победа олигархической власти, например, в Польше, привела к распаду/разделу этого государства на целые века! Если, кто хотел бы представить себе, каким бы путем пошло развитие русского государства, если бы не Иван Васильевич, ему стоит внимательно познакомиться с историей Речи Посполитой, когда шляхта в целом и магнаты в частности довели свое государство до распада.

"Царь Борис" и у власти олигархи

Говоря современным языком, тогдашних олигархов нужно было равноудалить и напомнить им о социальной ответственности. Царю нужны были земли, а земля, напомним, в те давние времена была основным ресурсом. Все попытки реформировать систему, предпринятые Иваном IV в первые годы его царствования, закончились провалом. Сопротивление вотчинников было очень сильным. При этом олигархи XVI века постоянно угрожали царю госпереворотом.

Для сохранения и упрочения державы, для ее существования нужно было решить вопрос с олигархами-вотчинниками. И он был решен. Произошло это отнюдь не мирным, бескровным путем. Иван начал жестокий поход против вотчинной вольницы во всех ее проявлениях; непокорные бояре подвергались репрессиям, их земли конфисковались, а затем раздавались служилым людям, которые могли владеть землей и населявшими ее крестьянами до тех пор пока они служили.

Ради этого «царь и великий князь» разделил все русское государство на земщину и опричнину, а сам был вынужден шантажировать знать тем, что отказывался от царства и удалился в Александрову слободу. Опричное войско, преданное царю, реализовало его план, усмирив сопротивление бояр-вотчинников, способствуя созданию земельного фонда, который теперь служил для формирования поместного дворянства.

Суть реформы Ивана IV состояло в том, что он положил конец угрозе прихода к власти олигархической власти, установив в России власть самодержавную. Не стоит думать, что самодержец — суть тиран. Смысл самодержавия заключается в приоритете царской власти над властью знати, тогдашнего олигархата. Кроме того, самодержавный принцип привел к тому, что в России власть это собственность. Они не разделимы. Этот принцип соблюдался и при господстве советской партгосноменклатуры. Он стал восстанавливаться и при Путине, когда случился «казус с ЮКОСом». Этот принцип буквально впаян в сознание наших граждан, которые до сих пор не могут разделить власть и собственность, буквально боготворя так называемую государственную собственность.

Новый царь...

Слияние власти и собственности — это не каприз самодержавного принципа. Это — необходимость, поскольку в России получение прибавочного продукта всегда было связано с трудностями, прежде всего, климатического характера, суровыми условиями жизни, большими расстояниями и относительно малой численностью населения из расчета величины территории.

Начиная с Ивана IV (если не раньше!) в России борьба самодержца с олигархатом была главной тенденцией в развитии государственности. Как только верх брали олигархи, так русское царство раскатывалось по колесикам и наступало смутное время. Как только верх брал самодержец, царство укреплялось, становясь великим и могущественным.

Приведем примеры. Смутное время в начале XVII века привело к фактическому распаду России. Единство державы было с большим трудом восстановлено после изгнания самозванцев и поддерживавших их интервентов и избрания на престол нового самодержца. Следующий период смуты наступил в начале XX века, когда в России сместили царя и к власти пришла новая олигархия, положившая начало центробежному процессу, в результате которого к концу 1917 года Россия, по сути, распалась.

Борьба Сталина стала борьбой «нового царя» против олигархов -- «профессиональных революционеров», представителей так называемой ленинской гвардии. СССР стал империей, только тогда, когда у власти окончательно укрепился «красный император» -- генералиссимус Иосиф Сталин. Кстати, именно при Сталине начался процесс возврата русских земель, утраченных в результате смуты начала XX века.

Но сильны олигархи

Ближе к перестройке олигархат снова стал брать власть в свои руки. Уже при «царе Борисе» он вошел в полную силу, подчинив себе Россию, а заодно положив начала ее распаду. Есть даже одна интересная аналогия, когда в XVII веке в России возникла семибоярщина, в конце XX века возникла семибанкирщина. Объединяет их общий принцип: власть узурпирует олигархия.

Пришедший к власти в 2000 году Владимир Путин постепенно начал наступление на олигархат. Это наступление получило широкую поддержку в обществе, подтверждая наш тезис о том, что самодержавная тенденция продолжает жить и здравствовать, являясь сутью русской власти, которая только и способна возродить страну, превратив ее в могущественную державу.

Но современный олигархат еще очень силен. Он, по сути, положил начало возрождению старинного вотчинного права, а вместе с ним и возрождению феодального принципа построения власти. На смену динамичному развитию державы пришла его архаизация и не только в техническом вооружении, но и в системе управления. Новая знать уже перестала служить, так, как она, скажем, служила при Сталине, да даже и при Брежневе-Андропове. Подобно боярам-вотчинникам, она перестала служить государству и государю, рассматривая само государство, как свою вотчину. Наметилась тенденция передачи вотчин «детям боярским», когда богатство переходит к ним не по заслугам, а по происхождению. Возникли новые боярские роды, появились не только вотчины, но и уделы, а национальное богатство, вместо того, чтобы служить народу, оказалось в руках «новых бояр».

Нечего и говорить, что такой порядок приведет к дальнейшему ослаблению государства, создаст условия для его распада, а то и гибели.

...И видно без опричников никак

Самодержавная тенденция в современной политике в России, несомненно, присутствует, но она еще слаба. Она еще не в состоянии подчинить себе боярскую вотчинную вольницу, которая порождает в народе глубокое недовольство. Оно особенно усиливается, когда олигархат попирает принципы социальной справедливости. Нарушение этих принципов — чревато смутой.

Если кто-то думает, что самодержавный принцип русской власти — это обязательно тирания, репрессии, попрание прав и свобод, а также подавление частной инициативы и собственности, то он заблуждается.

К примеру, при Иване IV в России не происходило насильственное обращение в христианство иноверцев. Однажды утвердившийся в части коренных народов России ислам, существует и до ныне. Население присоединенных к России Казанского и Астраханского ханств не подверглось христианизации. Последующие русские самодержцы соблюдали права иноверцев, что говорит в пользу веротерпимости самодержавного принципа.

Не являлся этот принцип и условием для гонения на права частной собственности. Достаточно вспомнить, что русское купечество и предпринимательский класс стали стремительно развиваться еще в эпоху крепостного права. Самодержавный принцип это принцип, при котором главенствует закон, а вот олигархический ведет к произволу, беззаконию и нарушению прав и свобод, что мы и наблюдаем сегодня в России.