«Проект «Володин»

Владимир ВОЛЬСКИЙ

Если считать с начала 90-х годов XX века, то Саратовская область не может похвастаться количеством личностей, которые, выйдя из «народной толщи», не только достигли федерального уровня, но и смогли на этом уровне закрепиться.

Сегодня ни в Кремле, ни в Правительстве, ни в каких-либо иных федеральных структурах, за исключением Государственной Думы, нет саратовцев, кроме Вячеслава Володина. Исключением может служить разве что Любовь Слиска (Госдума), Сергей Шувалов (Совет Федерации), Дмитрий Аяцков (Администрация Президента). Но их уровень влияния, связи и авторитет трудно сравнить с уровнем влияния, связями и авторитетом Володина.

Вот и получается, что за минувшие 15 лет Саратовская область извергла из своих недр только одного политического деятеля. Конечно, это очень и очень мало. Поэтому, если вы спросите, кто из политических деятелей Саратовской области достаточно известен, этот список будет чрезвычайно скуден. Вам назовут Аяцкова, Володина и Ипатова, может быть, вспомнят и Слиску, но сегодня, похоже, ее звезда вплотную приблизилась к закату.

Кто был автором «проекта «Володин», сегодня доподлинно не известно. И хотя в качестве его первого учителя часто называли Дмитрия Аяцкова, к политическим вершинам герой нашего проекта шел еще какими-то нехожеными и даже сегодня малоизвестными путями.

Датой начала этого проекта можно считать 1992–1993гг. Именно в это время данный проект впервые мелькнул на саратовском небосклоне. Володин очень недолго побыл на посту управляющего делами администрации города Саратова, затем исчез, чтобы «восстать из пепла» уже в качестве депутата Саратовской областной Думы. Оттуда в 1996 году он попадает на второй по значимости в иерархии исполнительной власти государственный пост, становясь вице-губернатором Саратовской области.

В этот период он уже пользуется определенным авторитетом, но назвать его самостоятельным политиком тогда было сложно. Наиболее проницательные аналитики уже тогда полагали, что Володин будет преемником Аяцкова, когда тот покинет пост губернатора. Напомним, что в середине 90-х годов действовало правило: губернатор не мог занимать свой пост более двух сроков подряд. Если бы не смена порядка назначения глав исполнительной власти в регионах, которой предшествовало решение Конституционного Суда РФ, продлившего полномочия губернаторов чуть ли не на бесконечный срок, то Аяцков должен был уйти со своего поста в 2005 году. Но, помимо этого, в эволюционный процесс вмешалось и еще одно событие. Проработав со своим шефом Дмитрием Аяцковым три неполных года, Володин в 1999 году неожиданно покидает не только пост вице-губернатора, но и Саратовскую область.

Пройдя в Госдуму по спискам «Отечество Вся Россия» (ОВР) он становится депутатом, а чуть позже — и руководителем одноименной фракции. С этого времени и начинается развертывание «Проекта «Володин».

Главной его особенностью и сегодня является некий синтез различных течений в российской политике. Володин — не такой продвинутый демократ, как Аяцков, но он и не закостенелый консерватор, как Ипатов. Этот проект легко обвинить в конъюнктуре, дескать, в какую сторону подует ветер, туда он и поплывет. Когда в фаворе было ОВР, Володин был с ним, когда начался процесс объединения ОВР и «Единства» («Медведь»), он — в числе наиболее активных объединителей, когда монументальной твердости стала достигать «Единая Россия», он и здесь оказался в числе видных партстроителей.

На самом деле здесь нет никакой конъюнктуры. Герой нашего проекта с самого начала был волонтером «партии власти», и, какое бы название эта партия не получила, он всегда оставался в ее рядах. Так, например, в самый лучший свой период в ОВР входили едва ли не все губернаторы, президенты и главы республик РФ. Само движение задумывалось как прообраз «партии власти». Дмитрий Аяцков, отпуская Володина на «вольные хлеба», отпускал его в ОВР, хотя сам до последнего часа оставался в черномырдинском движении «Наш дом — Россия». Отдельно заметим, что в дни, когда Володин связал себя с движением Лужкова-Примакова (ОВР), тот же Дмитрий Аяцков чуть ли не пинками загонял в «Единство» Любовь Слиску. Тогда мало кто верил, что партия, созданная чуть ли не за две недели до выборов депутатов ГД, сможет набрать призовое количество голосов.

Таким образом, если считать с 1999 года, «Проекту «Володин», без малого, почти десять лет. Проект разворачивался неспешно. Постепенно выстраивалась линия взаимодействия между бывшим вице-губернатором и теми, кого он знал еще по работе в Саратовской области. Пока на посту губернатора находился Дмитрий Аяцков, «Проект «Володин» делал осторожные шаги. Казалось, наш герой опасается затмить своей тенью тень Аяцкова. Между тем, едва ли не с 1999 года в области постоянно говорили о том, что Володин вот-вот сменит Аяцкова на посту губернатора. Накануне выборов губернатора в марте 2000 года нашему герою пришлось постоянно повторять, что на лавры главы региона он не претендует. Зато на лавры ведущего лоббиста он стал претендовать едва ли не с первых шагов своей работы в ГД.

Несмотря на то, что его постоянно сватали на пост губернатора, что, по его же собственному признанию, с ним встречались и говорили влиятельные люди, намекая ему на то, что пора занять пост главы региона, он открыто признался в своих амбициях незадолго до того дня, когда Владимир Путин изменил порядок выборов глав субъектов федерации.

Сам проект разворачивался в три этапа. На первом — в 1999 году — его герой создает базу в столице и начинает выстраивать прочные связи на самом верху. На втором — в 2003году — Володин одерживает убедительную победу на выборах в ГД в Балаковском одномандатном округе. Именно в этот округ в первую очередь начинают поступать средства, пролоббированные Володиным. Он словно пытается доказать на примере одного округа, как надо работать с центром, чтобы привлечь средства в глубинку.

На третьем — в 2005 году — «проект «Володин» выходит на проектную мощность. Всем своим поведением он пытается показать, что «проект» «Ипатов» для Саратовской области — тупиковая ветвь эволюции. Особенно сильно обостряются отношения депутата и губернатора после того, как Володин, затратив немало усилий, чтобы привлечь в область федеральные средства, вдруг узнает, что ими во всю распоряжаются близкие к Ипатову бизнес-структуры. То есть «проект «Ипатов» палец о палец не ударил, чтобы выбить из центра ресурсы, а раздает привлеченные средства исключительно своим.

Но не только это вызывает недовольство у Володина. Шаги, которые предпринимает губернатор Ипатов в экономике, социальной политике, аграрном секторе, вызывают у него резкую неприязнь. Наш губернатор не демократ, как Аяцков, но и не лоббист, как Володин. Он слабо знает экономику области, в сфере кадровой политики это — верх некомпетентности. Не зря Володин на первых порах взялся за формирование кабинета Ипатова. Но последний сумел выйти из-под опеки, совершив при этом целый ряд непростительных кадровых ошибок, особенно после того, как изгнал из правительства таких людей, как Сергей Лисовский, Марат Фаизов, Андрей Новицкий.

Наиболее яркой особенностью «проекта «Володин» стало его вхождение в реалии современной России. Он, возможно, раньше многих понял, что вся сила теперь сосредоточена в центре и что, если территория не имеет ни сырьевых (нефть, газ, металл, лес и т. д.), ни транспортных (наличие морских портов и выхода к госгранице) преимуществ, вся надежда на лоббизм. Даже линия депутаты ГД — депутаты ОД выстроена таким образом, что может действовать в двух направлениях: с одной стороны — лоббирование федеральных ресурсов, а с другой — законодательная инициатива снизу.

Если бы в Саратовской области сохранялась преемственность власти, то «проект «Володин» должен был стать губернатором области. Но в силу того, что такой преемственности у нас не было и, по всей вероятности, не будет, «проект «Володин» выходит на другой уровень и покидает Саратовскую область. На место «проекта «Ипатов» приходит новый проект.

Уже в мае, если не раньше, станет известно, уйдет ли Володин на работу в другую структуру. Сегодня говорят, что он может быть назначен на должность вице-премьера, курирующего социальные проекты. Но может оказаться и в Администрации Президента. В первом случае: Саратовская область перестанет для него быть приоритетом. Во втором случае: он может сделать все возможное, чтобы повлиять на назначение нового главы региона. Как бы там ни было, а переход «проекта «Володин» в другой статус не закроет сам проект, зато «проект «Саратовская область» в течение какого-то периода времени может оказаться бесхозной территорией.

Продолжение следует.

2008г.